Конструктор маркет-независимости
Консолидация рынка электронной коммерции и систематические нарушения маркетплейсами прав селлеров приводят к появлению сервисов по малобюджетному созданию независимых интернет-магазинов

На бурно растущем рынке интернет-торговли России появились сразу два сервиса, позволяющие создать собственный полноценный интернет-магазин быстро и дешево, а то и вовсе бесплатно. Банк «Точка», специализирующийся на работе с малым бизнесом, в марте запустил в тестовом режиме сервис «Точка Стор», где можно создать полноценную торговую онлайн-площадку — с платежной системой, доставкой и прочими инструментами развития. ИТ-гигант «Яндекс» тестирует аналогичный сервис-конструктор. В обеих компаниях заявляют, что их комплексные решения уникальны для страны, помогают быстро, без ошибок, лишних настроек и почти без первоначальных затрат начать самостоятельную интернет-торговлю. Для сравнения: сейчас создание онлайн-площадки под ключ стоит от нескольких сотен тысяч рублей до десятков миллионов.
Эти сервисы появились в ответ на концентрацию российского рынка электронной коммерции. Отечественные продавцы измучены ежегодно растущими комиссиями маркетплейсов, регулярной потерей товаров и принудительными грабительскими скидками — неудивительно, что многие давно задумывались о самостоятельной торговле. Сегодня свои интернет-магазины имеют около 150 тыс. селлеров примерно из 700 тыс., торгующих на маркетплейсах. Но сервисы дешевого старта ускорят миграцию продавцов на собственные площадки.
«Точка» и «Яндекс» верят в независимость селлеров
С помощью нового сервиса от банка «Точка» пользователь после авторизации может всего за пять минут бесплатно создать свой интернет-магазин, не имея никакого опыта в дизайне, программировании и организации продаж. «Точка Стор» объединяет витрину, эквайринг и доставку, не требуя самостоятельной интеграции с банками и транспортными компаниями. Упомянутые пять минут в среднем требуются на внесение регистрационных данных и выбор шаблонов для оформления. Далее пользователю остается лишь добавить на сайт карточки товаров с их изображением и описанием — и можно начинать продажи. Бонусом предлагается создать веб-версию витрины и мини-приложение в Telegram, через которое покупатели также смогут оформить заказ и приобрести товар. При этом «Точка Стор» сама формирует чек и отправляет его покупателю, а также организует доставку товара до клиента с одного из 8000 пунктов выдачи через своего логистического партнера Boxberry (в будущем появятся и другие).
«Сейчас, когда селлер создает свой интернет-магазин, он не в состоянии сразу закрыть вопросы доставки и приема платежей так же качественно, как это делают маркетплейсы, — рассказывает лидер сервиса “Точка Стор” Николай Нафтулин. — Мы как раз эту задачу и решаем: даем готовые инструменты, позволяющие быстро запустить магазин и начать торговлю. Через “Точка Стор” селлер может открыть онлайн-площадку бесплатно, выгрузив товары из маркетплейса в несколько кликов. Мы берем только комиссию за прием платежей (от 0,9 до 3 процентов) и стоимость доставки через логистического партнера». За несколько месяцев тестирования сервиса уже 1200 предпринимателей с его помощью впервые создали свои интернет-магазины.
По словам Николая Нафтулина, сегодня самостоятельная разработка торговой онлайн-площадки с нуля — с приемом платежей, подключением доставки, с ресурсами веб-дизайнера и разработчика и прочими сервисами — обойдется в сумму от 100 тыс. рублей. «Есть и промежуточный путь — воспользоваться классическим конструктором сайтов. Это дешевле, но часто требует времени, определенных технических знаний и все равно не закрывает все из “коробочного решения”. Мы опирались на уже существующие модули экосистемы сервисов банка “Точка”», — говорит эксперт.
Аналогичный продукт для создания селлерами независимых сайтов тестирует и «Яндекс». Компания предлагает пользователям «интуитивный» конструктор страниц, модули управления товарами, заказами, ведение баз клиентов и их анализ, инструменты продвижения и прочее. Через сервис продавцы смогут подключить доставку и оплату товаров, в том числе в рассрочку.
«На российском рынке пока нет решения, которое полностью покрывало бы потребности бизнеса в независимой онлайн-торговле, — уверяет руководитель продукта “Яндекса” по созданию интернет-магазинов Владислав Голоднюк. — Мы разрабатываем не просто конструктор сайтов, а комплексное решение со встроенной инфраструктурой продаж (финансовой, складской, логистической) и системой привлечения трафика».
Например, в сервисе «Яндекса» будут такие функции, как конверсионный чекаут в один клик для быстрого оформления заказа, инструменты для работы с органическим трафиком, данными и рекламой, логистическая инфраструктура с решениями по организации доставки, анализ больших данных о поведении покупателей и прочее. При этом планируется использовать технические решения не только «Яндекса», но и других B2B-участников ИТ-рынка. Запуск сервиса намечен на август; тогда же компания сообщит, сколько продавцам придется заплатить за создание торгового сайта с его помощью. Предоставлять доступ к сервису «Яндекс» собирается бесплатно, но с платными опциями (например, за продвижение, анализ товаропотока, финансовые инструменты, доставку и т. п.).