Куда ехать, чего ждать?

ОгонёкПутешествия

Туризм после «Томаса Кука»

Юлия Федотова

Туристка на фоне рекламного плаката в Афинах: не придет ли завтра виртуальный отдых на смену реальному? Фото: Reuters

Зимний отпускной сезон завершается без сюрпризов. Россияне все так же массово отдыхали в Сочи и выезжали в ОАЭ с Таиландом (эти направления — первая тройка новогодних туров). Правда, чуть больше обычного вызывали интерес Мальдивы и Индонезия… Как такой консервативный подход вписывается в современный рынок туризма и что нам в принципе ждать от него? «Огонек» опросил основных туроператоров и проанализировал модные тренды.

Хороший кофе, апельсиновый сок и быстрый бесплатный интернет — вот три главные составляющие идеального отдыха россиянина в новом году. Так, во всяком случае, формулируют их клиенты туроператора TUI Россия (весь 2019 год компания исследовала потребительские запросы). Из курортных развлечений наши туристы выделяют минидиско (музыкально-танцевальные развлечения с аниматорами) и обучающие уроки по плаванию. Своих детей при этом они хотели бы видеть складывающими без клея и ножниц кусочки бумаги в фигурки — оригами снова в моде. Это рукоделие, напомню, было очень популярно несколько десятков лет назад в СССР. А до того — еще раньше, в Древнем Китае.

Кто куда?

Как ни странно, на этот раз россияне вспомнили поговорку и «подготовили сани летом» — в основном новогодние туры были заказаны еще до середины осени. «Окно бронирования» пришлось на сентябрь. Столь европейскую собранность можно объяснить двумя факторами: стабильными новогодними каникулами и накопленным опытом. В предыдущие годы те, кто приступал к поиску вариантов по компьютеру уже под наряженной елкой или прибегал в турагентства чуть не под бой курантов, были обескуражены ограниченностью выбора и злыми ценами. На сей же раз ничего подобного. «Продажи шли планомерно, без всплесков и падений, чем ближе праздники, тем выбор номеров и дат заездов становился меньше»,— заверила «Огонек» Светлана Бешанова из компании «БиблиоГлобус». А представитель другого крупного игрока, ANEX Tour, Алена Хитрова считает, что налицо подъем продаж по сравнению с прошлым годом: «В 2019‑м количество отправленных туристов за границу в праздники увеличилось, причем как из Москвы, так и из регионов».

Если говорить про премиальные направления (Мальдивы, элитные Карибы, Куршевель), то там виллы и шале заказывают на два года вперед. Люди все меньше готовы рисковать качеством и привыкают планировать — основные зимние маршруты россияне выкупают за полгода. При этом на рынке туроператоров принято сегментировать направления: новогодние предложения делятся на две группы — пляжные и горнолыжные. «Лыжников» формируют по странам, распределяя на три категории. Дорогими массовыми курортами считаются Австрия и Франция. В среднем сегменте — Андорра, Сочи. По данным, предоставленным «Огоньку» компанией «БиблиоГлобус», Имеретинский район — основное направление для российского путешественника зимой. Туда продается около 37 процентов от всех туров, загрузка отелей и частного сектора максимальная. Кому надо дешевле, посоветуют не переплачивать за Красную поляну, а присмотреться к Румынии и Болгарии. Пляжные направления распределены по группам вне зависимости от стоимости поездки. В основе конгломерата «Азия» самые популярные направления — Шри-Ланка, Таиланд (второе место, около 24 процентов турпотока), Китай, Гоа, Вьетнам. Другая сторона планеты, под манящим названием «Карибы», расшифровывается как относительно доступные Куба и Доминикана. Кубу россияне покупают разную (Варадеро или более бюджетную Санта-Клару), но возвращаются с нее традиционно довольными. Скорее всего тем, что «этот рай» нам не грозит.

Особняком стоят ОАЭ (примерно 17 процентов от проданных туров и «бронза» сезона). Тут стоит обратить внимание на конкуренцию: каждый эмират ведет свою борьбу за туристов. В массы пытаются выйти и с новыми предложениями: скажем, перед Новым годом по радио постоянно крутили ролик от Министерства туризма Бахрейна — островное королевство представляло себя как «место, идеальное для семейного отдыха». Но опытные туроператоры знают: быть на слуху — это не одно и то же, что быть востребованным. Иногда власти просто дают бюджет на информподдержку (по прикидкам экспертов, Бахрейн мог выделить в сезоне до миллиона долларов на «увеличение узнаваемости бренда»), но это не гарантия, что удастся «откусить» турпоток у классики.

Отдельно стоит выделить индивидуальный массовый туризм. В этот сегмент приходят люди с туропытом, насытившиеся городами Европы и общественными пляжами Азии. Им хочется экзотики, ощущений — и они летят отмечать Новый год по «изведанным маршрутам» в Танзанию. Здесь еще популярны Сейшелы, Маврикий, Мальдивы.

Наконец, два традиционных направления, которые в зимний топ не попадают. Любимая Турция имеет сезонность (с чем, судя по их заявлениям, представители местной туриндустрии собираются как-то бороться). А Египет все еще не смог договориться о прямых перелетах на курорты. По слухам, до марта 2020‑го все российские авиарейсы сняты с этого направления, а дальше ситуация будет зависеть от грамотности политических решений египтян.

Как меняются предпочтения?

«А на глазах!» — отвечают игроки рынка. Если еще несколько лет назад человек, который приходил к туроператору, отвечал на вопрос «куда вы хотите поехать?», то сегодня правильным вопросом будет «что вы хотите делать?», объясняет генеральный директор TUI Россия Тарас Демура. «Демонстративное потребление — это не только автомобили и сумки,— продолжает собеседник „Огонька“.— Это может быть и особая диета, и заявление „мне Chanel слишком попсово, я буду носить вьетнамского дизайнера“. По этой теории туризм — познание себя через знакомство с социальными культурами, группами, через познание мира в целом. Человек пытается понять, как устроено общество. Ему надо выйти из замкнутого пространства своей квартиры или даже своего города, чтобы познакомиться с блюдами других народов, подышать другим воздухом. Услышать музыку. Померить одежду».

По словам Тараса Демуры, путешественники сегодня отдают деньги за впечатления. Туризм перестал быть просто отдыхом. Профессионалы говорят о запросе на поиск «раздражителей». Всего, что способно вызвать эмоции. За уникальные эмоции и чувства готовы платить. «Что касается экскурсий — музеи перестают быть популярными, если они не интерактивны, если не развлекают. «Зацепить» все сложнее. Раньше, чтобы получить очередь из желающих, можно было предложить: едем на матч «Реал Мадрид» и там будет Роналду, он даст вам автограф. Теперь же народ пресытился и не отличает Роналду из социальных сетей от настоящего. Инфлюенсеры уже не имеют такого веса. Блогеры сами по себе не собирают огромные группы. Хотя в качестве маркетингового хода их все еще призывать уместно». Эксперты называют короткие яркие поездки трендом ближайших лет. А важнейшим составляющим путешествия становятся «селфи-локации». Быстро, без сбоев, «в три клика» и непрерывное развлечение — вот чего ждут сегодня туристы от поставщиков услуг.

Тем не менее, по статистике, самые популярные 10 глобальных туристических направлений, такие как Рим и Париж, привлекают 40 процентов всего турпотока. Здесь возникает другой тренд — уже со стороны правительств и муниципалитетов: борьба с «овертуризмом». Те же французы ставят перед собой задачу перенаправить основную массу «гостей столицы» в регионы. А на самых популярных маршрутах хотели бы видеть более платежеспособных приезжающих, но в меньших количествах. Парижане недовольны, что их город превратился в souvenir, но при этом массово сдают квартиры (в центре уже мало кто живет постоянно), а цены растут. На что турист реагирует: по итогам масштабного исследования привычек и предпочтений миллениалов (возраст до 35 лет), проведенного компанией Roland Berger по заказу европейских туроператоров, выяснилось: молодежь считает Париж дорогим и малоудобным. Они готовы скорее приехать в столицу Франции на вечер для прогулки и посещения ночного клуба. А тратить деньги на ночевку в столичном отеле молодые европейцы считают неразумным.

Что касается трат, то горячо любимые в мире за расточительность россияне сдают позиции уже пятый год. Стандартно много покупают граждане Китая и США. Хотя глобально все туристы схожи в предмете трат: основные расходы — это еда. Речь не о банальном гостиничном полупансионе, а снова про впечатления. Сет из семи блюд известного шефа в Барселоне, винный ужин в Долине Напа в Калифорнии или обжигающие каштаны в кульках на улице Вены — все это ощущения и воспоминания. То, на что мы готовы поменять результат нескольких месяцев офисной жизни. То, ради чего пользуемся такси или каршерингом, не покупая свою машину. Но уж зато мы отметим 5 лет свадьбы в погребах замков Луары или собирая пахучие лимоны на Сицилии! Менее креативные проедутся по мишленовским ресторанам…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Следствие по делу декабристов Следствие по делу декабристов

Офицеры на Сенатской площади и офицеры на допросах — совершенно разные люди

Дилетант
Почему Антарктида не стала частью Российской империи Почему Антарктида не стала частью Российской империи

Ровно 200 лет назад экспедиция обнаружила «Матерую землю»

Maxim
Что говорит о нас наш дом Что говорит о нас наш дом

Организуя свой дом, мы воплощаем наши неосознанные влечения и инстинкты

Psychologies
Отбор денег у 90% занятых: почему освобождение малоимущих от уплаты НДФЛ — плохая идея Отбор денег у 90% занятых: почему освобождение малоимущих от уплаты НДФЛ — плохая идея

Власти обсуждают, как справиться с падением реальных доходов россиян

Forbes
Дети декабря Дети декабря

Декабристы — безумцы, герои, предатели или лучшие сыны нации?

Дилетант
Как мы читаем: литературные критики — о собственных методиках и ритуалах Как мы читаем: литературные критики — о собственных методиках и ритуалах

Чем чтение «для себя» отличается от профессионального?

РБК
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Король говорит Король говорит

Гарик Мартиросян положил партбилет Comedy на стол и ушел работать над стендапом

Glamour
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
Как сказать о разводе ребенку Как сказать о разводе ребенку

Как правильно и объективно донести до ребенка новость о разводе

СНОБ
Аресты есть, ясности нет Аресты есть, ясности нет

Расследование убийства журналиста Павла Шеремета продолжается

Огонёк
Костры амбиций Костры амбиций

У нашего поколения появился новый главный враг — эмоциональное выгорание

GQ
Страна, которая гуляет сама по себе Страна, которая гуляет сама по себе

«Огонек» побывал в Абхазии, в которой многое происходит и ничего не меняет

Огонёк
Это навсегда: пары российского кино, которые уже более 20 лет вместе Это навсегда: пары российского кино, которые уже более 20 лет вместе

Они вместе более 20 лет, и до сих пор с трепетом относятся друг к другу

Cosmopolitan
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Советский автомобиль-амфибия, которую построил музыкант Советский автомобиль-амфибия, которую построил музыкант

Самая продвинутая амфибия в истории автомобиля

Maxim
Страх благополучия: почему у меня мало денег? Страх благополучия: почему у меня мало денег?

Почему мы сами бессознательно запрещаем себе финансовое благополучие?

Psychologies
Пернатые дельфины наших дворов. Статья о непростых птицах воронах Пернатые дельфины наших дворов. Статья о непростых птицах воронах

Эдгар По гордился бы нами: мы тоже увековечили ворона!

Maxim
Теперь без Британии: как Brexit изменит европейские рынки капитала Теперь без Британии: как Brexit изменит европейские рынки капитала

Как это повлияет на финансовый сектор Европы, затронет ли российских инвесторов?

Forbes
«Любит тестировать идеи на окружающих»: кого новый премьер Мишустин назначил первым «Любит тестировать идеи на окружающих»: кого новый премьер Мишустин назначил первым

Даниил Егоров — молодой технократ и мощный практик

Forbes
Понять и простить Понять и простить

Психологические травмы, нанесенные в раннем возрасте, сбивают ориентиры

Cosmopolitan
Как изменились Райдер, Сарандон и другие звезды фильма «Маленькие женщины» Как изменились Райдер, Сарандон и другие звезды фильма «Маленькие женщины»

Как изменились актрисы «Маленьких женщин» спустя четверть века

Cosmopolitan
Регистрация у дилеров и езда без номеров: ГИБДД дала разъяснения Регистрация у дилеров и езда без номеров: ГИБДД дала разъяснения

Когда дилеры начнут ставить машины на учет, сколько это будет стоить

РБК
На страже короны На страже короны

Телохранители героини «Татлера» эволюционировали внешне и по функционалу

Tatler
«Успешный глава региона не может не быть политиком» «Успешный глава региона не может не быть политиком»

Последнюю волну российских губернаторов принято называть «молодыми технократами»

Эксперт
Гаганавты и гуманоид Гаганавты и гуманоид

«Огонек» присмотрелся к особенностям индийского пути к звездам

Огонёк
Выкинь из головы Выкинь из головы

В каждом десятом случае головная боль может быть опасным симптомом

Лиза
Картонные гробы и кладбище с лифтом: как нас будут хоронить в ближайшем будущем Картонные гробы и кладбище с лифтом: как нас будут хоронить в ближайшем будущем

Что делать тем, кто хочет уйти в последний путь экологично и этично?

Forbes
Павел Поддубный: 11 подводных камней при создании стартапа с нуля Павел Поддубный: 11 подводных камней при создании стартапа с нуля

11 советов от консультанта в сфере IT-решений для тех, кто открывает свой бизнес

СНОБ
Они позорят свой район! Они позорят свой район!

Архитектурная доска позора

Maxim
Открыть в приложении