Куда ехать, чего ждать?

ОгонёкПутешествия

Туризм после «Томаса Кука»

Юлия Федотова

Туристка на фоне рекламного плаката в Афинах: не придет ли завтра виртуальный отдых на смену реальному? Фото: Reuters

Зимний отпускной сезон завершается без сюрпризов. Россияне все так же массово отдыхали в Сочи и выезжали в ОАЭ с Таиландом (эти направления — первая тройка новогодних туров). Правда, чуть больше обычного вызывали интерес Мальдивы и Индонезия… Как такой консервативный подход вписывается в современный рынок туризма и что нам в принципе ждать от него? «Огонек» опросил основных туроператоров и проанализировал модные тренды.

Хороший кофе, апельсиновый сок и быстрый бесплатный интернет — вот три главные составляющие идеального отдыха россиянина в новом году. Так, во всяком случае, формулируют их клиенты туроператора TUI Россия (весь 2019 год компания исследовала потребительские запросы). Из курортных развлечений наши туристы выделяют минидиско (музыкально-танцевальные развлечения с аниматорами) и обучающие уроки по плаванию. Своих детей при этом они хотели бы видеть складывающими без клея и ножниц кусочки бумаги в фигурки — оригами снова в моде. Это рукоделие, напомню, было очень популярно несколько десятков лет назад в СССР. А до того — еще раньше, в Древнем Китае.

Кто куда?

Как ни странно, на этот раз россияне вспомнили поговорку и «подготовили сани летом» — в основном новогодние туры были заказаны еще до середины осени. «Окно бронирования» пришлось на сентябрь. Столь европейскую собранность можно объяснить двумя факторами: стабильными новогодними каникулами и накопленным опытом. В предыдущие годы те, кто приступал к поиску вариантов по компьютеру уже под наряженной елкой или прибегал в турагентства чуть не под бой курантов, были обескуражены ограниченностью выбора и злыми ценами. На сей же раз ничего подобного. «Продажи шли планомерно, без всплесков и падений, чем ближе праздники, тем выбор номеров и дат заездов становился меньше»,— заверила «Огонек» Светлана Бешанова из компании «БиблиоГлобус». А представитель другого крупного игрока, ANEX Tour, Алена Хитрова считает, что налицо подъем продаж по сравнению с прошлым годом: «В 2019‑м количество отправленных туристов за границу в праздники увеличилось, причем как из Москвы, так и из регионов».

Если говорить про премиальные направления (Мальдивы, элитные Карибы, Куршевель), то там виллы и шале заказывают на два года вперед. Люди все меньше готовы рисковать качеством и привыкают планировать — основные зимние маршруты россияне выкупают за полгода. При этом на рынке туроператоров принято сегментировать направления: новогодние предложения делятся на две группы — пляжные и горнолыжные. «Лыжников» формируют по странам, распределяя на три категории. Дорогими массовыми курортами считаются Австрия и Франция. В среднем сегменте — Андорра, Сочи. По данным, предоставленным «Огоньку» компанией «БиблиоГлобус», Имеретинский район — основное направление для российского путешественника зимой. Туда продается около 37 процентов от всех туров, загрузка отелей и частного сектора максимальная. Кому надо дешевле, посоветуют не переплачивать за Красную поляну, а присмотреться к Румынии и Болгарии. Пляжные направления распределены по группам вне зависимости от стоимости поездки. В основе конгломерата «Азия» самые популярные направления — Шри-Ланка, Таиланд (второе место, около 24 процентов турпотока), Китай, Гоа, Вьетнам. Другая сторона планеты, под манящим названием «Карибы», расшифровывается как относительно доступные Куба и Доминикана. Кубу россияне покупают разную (Варадеро или более бюджетную Санта-Клару), но возвращаются с нее традиционно довольными. Скорее всего тем, что «этот рай» нам не грозит.

Особняком стоят ОАЭ (примерно 17 процентов от проданных туров и «бронза» сезона). Тут стоит обратить внимание на конкуренцию: каждый эмират ведет свою борьбу за туристов. В массы пытаются выйти и с новыми предложениями: скажем, перед Новым годом по радио постоянно крутили ролик от Министерства туризма Бахрейна — островное королевство представляло себя как «место, идеальное для семейного отдыха». Но опытные туроператоры знают: быть на слуху — это не одно и то же, что быть востребованным. Иногда власти просто дают бюджет на информподдержку (по прикидкам экспертов, Бахрейн мог выделить в сезоне до миллиона долларов на «увеличение узнаваемости бренда»), но это не гарантия, что удастся «откусить» турпоток у классики.

Отдельно стоит выделить индивидуальный массовый туризм. В этот сегмент приходят люди с туропытом, насытившиеся городами Европы и общественными пляжами Азии. Им хочется экзотики, ощущений — и они летят отмечать Новый год по «изведанным маршрутам» в Танзанию. Здесь еще популярны Сейшелы, Маврикий, Мальдивы.

Наконец, два традиционных направления, которые в зимний топ не попадают. Любимая Турция имеет сезонность (с чем, судя по их заявлениям, представители местной туриндустрии собираются как-то бороться). А Египет все еще не смог договориться о прямых перелетах на курорты. По слухам, до марта 2020‑го все российские авиарейсы сняты с этого направления, а дальше ситуация будет зависеть от грамотности политических решений египтян.

Как меняются предпочтения?

«А на глазах!» — отвечают игроки рынка. Если еще несколько лет назад человек, который приходил к туроператору, отвечал на вопрос «куда вы хотите поехать?», то сегодня правильным вопросом будет «что вы хотите делать?», объясняет генеральный директор TUI Россия Тарас Демура. «Демонстративное потребление — это не только автомобили и сумки,— продолжает собеседник „Огонька“.— Это может быть и особая диета, и заявление „мне Chanel слишком попсово, я буду носить вьетнамского дизайнера“. По этой теории туризм — познание себя через знакомство с социальными культурами, группами, через познание мира в целом. Человек пытается понять, как устроено общество. Ему надо выйти из замкнутого пространства своей квартиры или даже своего города, чтобы познакомиться с блюдами других народов, подышать другим воздухом. Услышать музыку. Померить одежду».

По словам Тараса Демуры, путешественники сегодня отдают деньги за впечатления. Туризм перестал быть просто отдыхом. Профессионалы говорят о запросе на поиск «раздражителей». Всего, что способно вызвать эмоции. За уникальные эмоции и чувства готовы платить. «Что касается экскурсий — музеи перестают быть популярными, если они не интерактивны, если не развлекают. «Зацепить» все сложнее. Раньше, чтобы получить очередь из желающих, можно было предложить: едем на матч «Реал Мадрид» и там будет Роналду, он даст вам автограф. Теперь же народ пресытился и не отличает Роналду из социальных сетей от настоящего. Инфлюенсеры уже не имеют такого веса. Блогеры сами по себе не собирают огромные группы. Хотя в качестве маркетингового хода их все еще призывать уместно». Эксперты называют короткие яркие поездки трендом ближайших лет. А важнейшим составляющим путешествия становятся «селфи-локации». Быстро, без сбоев, «в три клика» и непрерывное развлечение — вот чего ждут сегодня туристы от поставщиков услуг.

Тем не менее, по статистике, самые популярные 10 глобальных туристических направлений, такие как Рим и Париж, привлекают 40 процентов всего турпотока. Здесь возникает другой тренд — уже со стороны правительств и муниципалитетов: борьба с «овертуризмом». Те же французы ставят перед собой задачу перенаправить основную массу «гостей столицы» в регионы. А на самых популярных маршрутах хотели бы видеть более платежеспособных приезжающих, но в меньших количествах. Парижане недовольны, что их город превратился в souvenir, но при этом массово сдают квартиры (в центре уже мало кто живет постоянно), а цены растут. На что турист реагирует: по итогам масштабного исследования привычек и предпочтений миллениалов (возраст до 35 лет), проведенного компанией Roland Berger по заказу европейских туроператоров, выяснилось: молодежь считает Париж дорогим и малоудобным. Они готовы скорее приехать в столицу Франции на вечер для прогулки и посещения ночного клуба. А тратить деньги на ночевку в столичном отеле молодые европейцы считают неразумным.

Что касается трат, то горячо любимые в мире за расточительность россияне сдают позиции уже пятый год. Стандартно много покупают граждане Китая и США. Хотя глобально все туристы схожи в предмете трат: основные расходы — это еда. Речь не о банальном гостиничном полупансионе, а снова про впечатления. Сет из семи блюд известного шефа в Барселоне, винный ужин в Долине Напа в Калифорнии или обжигающие каштаны в кульках на улице Вены — все это ощущения и воспоминания. То, на что мы готовы поменять результат нескольких месяцев офисной жизни. То, ради чего пользуемся такси или каршерингом, не покупая свою машину. Но уж зато мы отметим 5 лет свадьбы в погребах замков Луары или собирая пахучие лимоны на Сицилии! Менее креативные проедутся по мишленовским ресторанам…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Единственные и неповторимые Единственные и неповторимые

Гонки электромобилей – чемпионат для современного автоспорта уникальный

Популярная механика
Дети декабря Дети декабря

Декабристы — безумцы, герои, предатели или лучшие сыны нации?

Дилетант
Битвы за альфу: как мужские движения представляют себе женщин Битвы за альфу: как мужские движения представляют себе женщин

«Женщина. Учебник для мужчин»: почему эту популярную книгу точно не стоит читать

Cosmopolitan
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Одна вокруг света. Война и мир в Алеппо Одна вокруг света. Война и мир в Алеппо

Добыча мрамора и завтрак у придорожного танура

Forbes
Кожаный мяч Фрица Вальтера Кожаный мяч Фрица Вальтера

Какой из кожаных мячей был самым главным в жизни Фридриха (Фрица) Вальтер?

Дилетант
Удары судьбы: почему бриллианты переживают не самый блестящий период Удары судьбы: почему бриллианты переживают не самый блестящий период

Избыточное предложение редкого и уникального товара дало сбой для всей отрасли

Forbes
От дворников до системы шифрования: 6 женских изобретений, изменивших мир От дворников до системы шифрования: 6 женских изобретений, изменивших мир

Эти изобретения стали возможными благодаря новаторским идеям женщин

РБК
В главной роли – литература: какие произведения читают герои популярных фильмов В главной роли – литература: какие произведения читают герои популярных фильмов

Как эти книги раскрывают сюжеты кино

GQ
Судьба разведчика Судьба разведчика

Под покровом секретности на Урале в 1962 году случился международный скандал

Популярная механика
Разбрасываться деньгами — личное дело? Вопрос дня Разбрасываться деньгами — личное дело? Вопрос дня

Насколько публичной персоне уместно в прямом смысле разбрасываться деньгами?

СНОБ
Кажется, второй сезон «Чудотворцев» еще лучше первого Кажется, второй сезон «Чудотворцев» еще лучше первого

Первые эпизоды «Темных времен» это правда восторг

GQ
Денежная машина для дочери президента: как создала бизнес богатейшая женщина Африки и гражданка России Изабель душ Сантуш Денежная машина для дочери президента: как создала бизнес богатейшая женщина Африки и гражданка России Изабель душ Сантуш

Богатейшая женщина Африки Изабель душ Сантуш создала бизнес-империю

Forbes
Реализаторы Реализаторы

Новое правительство: не временщики, но без гарантий

Эксперт
Ресурс воскрес! Почему у человечества пока мало шансов разбазарить нашу планету Ресурс воскрес! Почему у человечества пока мало шансов разбазарить нашу планету

Не верь пессимистам, которые с мрачными лицами предрекают смерть человечества

Maxim
Рейтинг рантье Рейтинг рантье

Рынок коммерческой недвижимости оживает

Forbes
Понять и простить Понять и простить

Психологические травмы, нанесенные в раннем возрасте, сбивают ориентиры

Cosmopolitan
Третье полушарие Третье полушарие

Программист из Орехово-Зуева заработал $2 млн на роботах для прокачки мозга

Forbes
Как ходить по речному льду, чтобы не утонуть Как ходить по речному льду, чтобы не утонуть

Тевтонские псы-рыцари не стали читать эти советы и утонули, провалившись под лед

Maxim
«В параллельную вселенную можно попасть по узкому мосту» «В параллельную вселенную можно попасть по узкому мосту»

«Огонек» поговорил с профессором Калтеха Алексеем Китаевым о черных дырах

Огонёк
Не надо нагнетать. Как избежать пузыря на рынке высокодоходных облигаций Не надо нагнетать. Как избежать пузыря на рынке высокодоходных облигаций

Бум частных инвестиций в России повлиял на многие секторы фондового рынка

Forbes
Почему кухня - самое опасное место в вашей квартире Почему кухня - самое опасное место в вашей квартире

Тяжелые металлы, толстый слой формальдегида, щепотка радиации и другие опасности

Популярная механика
Большое Никитское наступление Большое Никитское наступление

Как счастливые исключения сделать правилом

Огонёк
Соратница Стива Джобса и мать информационного дизайна: 10 женщин-дизайнеров, изменивших индустрию Соратница Стива Джобса и мать информационного дизайна: 10 женщин-дизайнеров, изменивших индустрию

Знак «осторожно, дети» и интерфейс Apple — что еще придумали женщины-дизайнеры?

Forbes
6 продуктов, которые точно не стоит есть перед полетом на самолете 6 продуктов, которые точно не стоит есть перед полетом на самолете

Постарайся не употреблять перед полетом продукты из этого списка

Playboy
Вояж-кроссовер Skoda Kodiaq. С кофеваркой и электровелосипедом Вояж-кроссовер Skoda Kodiaq. С кофеваркой и электровелосипедом

Наличие у Skoda Kodiaq экспедиционной комплектации стало полной неожиданностью

4x4 Club
Драться и любить Драться и любить

Лет 20 назад простой парень Чарли Ханнэм мечтал писать сценарии и снимать кино

Glamour
GQ Super Women GQ Super Women

Главные женщины 2019 года

GQ
Чужие документы: что делать, если инспектор перепутал права водителей Чужие документы: что делать, если инспектор перепутал права водителей

Автомобилист чуть не остался без водительских прав из-за ошибки инспектора ГИБДД

РБК
Открыть в приложении