Куда ехать, чего ждать?

ОгонёкПутешествия

Туризм после «Томаса Кука»

Юлия Федотова

Туристка на фоне рекламного плаката в Афинах: не придет ли завтра виртуальный отдых на смену реальному? Фото: Reuters

Зимний отпускной сезон завершается без сюрпризов. Россияне все так же массово отдыхали в Сочи и выезжали в ОАЭ с Таиландом (эти направления — первая тройка новогодних туров). Правда, чуть больше обычного вызывали интерес Мальдивы и Индонезия… Как такой консервативный подход вписывается в современный рынок туризма и что нам в принципе ждать от него? «Огонек» опросил основных туроператоров и проанализировал модные тренды.

Хороший кофе, апельсиновый сок и быстрый бесплатный интернет — вот три главные составляющие идеального отдыха россиянина в новом году. Так, во всяком случае, формулируют их клиенты туроператора TUI Россия (весь 2019 год компания исследовала потребительские запросы). Из курортных развлечений наши туристы выделяют минидиско (музыкально-танцевальные развлечения с аниматорами) и обучающие уроки по плаванию. Своих детей при этом они хотели бы видеть складывающими без клея и ножниц кусочки бумаги в фигурки — оригами снова в моде. Это рукоделие, напомню, было очень популярно несколько десятков лет назад в СССР. А до того — еще раньше, в Древнем Китае.

Кто куда?

Как ни странно, на этот раз россияне вспомнили поговорку и «подготовили сани летом» — в основном новогодние туры были заказаны еще до середины осени. «Окно бронирования» пришлось на сентябрь. Столь европейскую собранность можно объяснить двумя факторами: стабильными новогодними каникулами и накопленным опытом. В предыдущие годы те, кто приступал к поиску вариантов по компьютеру уже под наряженной елкой или прибегал в турагентства чуть не под бой курантов, были обескуражены ограниченностью выбора и злыми ценами. На сей же раз ничего подобного. «Продажи шли планомерно, без всплесков и падений, чем ближе праздники, тем выбор номеров и дат заездов становился меньше»,— заверила «Огонек» Светлана Бешанова из компании «БиблиоГлобус». А представитель другого крупного игрока, ANEX Tour, Алена Хитрова считает, что налицо подъем продаж по сравнению с прошлым годом: «В 2019‑м количество отправленных туристов за границу в праздники увеличилось, причем как из Москвы, так и из регионов».

Если говорить про премиальные направления (Мальдивы, элитные Карибы, Куршевель), то там виллы и шале заказывают на два года вперед. Люди все меньше готовы рисковать качеством и привыкают планировать — основные зимние маршруты россияне выкупают за полгода. При этом на рынке туроператоров принято сегментировать направления: новогодние предложения делятся на две группы — пляжные и горнолыжные. «Лыжников» формируют по странам, распределяя на три категории. Дорогими массовыми курортами считаются Австрия и Франция. В среднем сегменте — Андорра, Сочи. По данным, предоставленным «Огоньку» компанией «БиблиоГлобус», Имеретинский район — основное направление для российского путешественника зимой. Туда продается около 37 процентов от всех туров, загрузка отелей и частного сектора максимальная. Кому надо дешевле, посоветуют не переплачивать за Красную поляну, а присмотреться к Румынии и Болгарии. Пляжные направления распределены по группам вне зависимости от стоимости поездки. В основе конгломерата «Азия» самые популярные направления — Шри-Ланка, Таиланд (второе место, около 24 процентов турпотока), Китай, Гоа, Вьетнам. Другая сторона планеты, под манящим названием «Карибы», расшифровывается как относительно доступные Куба и Доминикана. Кубу россияне покупают разную (Варадеро или более бюджетную Санта-Клару), но возвращаются с нее традиционно довольными. Скорее всего тем, что «этот рай» нам не грозит.

Особняком стоят ОАЭ (примерно 17 процентов от проданных туров и «бронза» сезона). Тут стоит обратить внимание на конкуренцию: каждый эмират ведет свою борьбу за туристов. В массы пытаются выйти и с новыми предложениями: скажем, перед Новым годом по радио постоянно крутили ролик от Министерства туризма Бахрейна — островное королевство представляло себя как «место, идеальное для семейного отдыха». Но опытные туроператоры знают: быть на слуху — это не одно и то же, что быть востребованным. Иногда власти просто дают бюджет на информподдержку (по прикидкам экспертов, Бахрейн мог выделить в сезоне до миллиона долларов на «увеличение узнаваемости бренда»), но это не гарантия, что удастся «откусить» турпоток у классики.

Отдельно стоит выделить индивидуальный массовый туризм. В этот сегмент приходят люди с туропытом, насытившиеся городами Европы и общественными пляжами Азии. Им хочется экзотики, ощущений — и они летят отмечать Новый год по «изведанным маршрутам» в Танзанию. Здесь еще популярны Сейшелы, Маврикий, Мальдивы.

Наконец, два традиционных направления, которые в зимний топ не попадают. Любимая Турция имеет сезонность (с чем, судя по их заявлениям, представители местной туриндустрии собираются как-то бороться). А Египет все еще не смог договориться о прямых перелетах на курорты. По слухам, до марта 2020‑го все российские авиарейсы сняты с этого направления, а дальше ситуация будет зависеть от грамотности политических решений египтян.

Как меняются предпочтения?

«А на глазах!» — отвечают игроки рынка. Если еще несколько лет назад человек, который приходил к туроператору, отвечал на вопрос «куда вы хотите поехать?», то сегодня правильным вопросом будет «что вы хотите делать?», объясняет генеральный директор TUI Россия Тарас Демура. «Демонстративное потребление — это не только автомобили и сумки,— продолжает собеседник „Огонька“.— Это может быть и особая диета, и заявление „мне Chanel слишком попсово, я буду носить вьетнамского дизайнера“. По этой теории туризм — познание себя через знакомство с социальными культурами, группами, через познание мира в целом. Человек пытается понять, как устроено общество. Ему надо выйти из замкнутого пространства своей квартиры или даже своего города, чтобы познакомиться с блюдами других народов, подышать другим воздухом. Услышать музыку. Померить одежду».

По словам Тараса Демуры, путешественники сегодня отдают деньги за впечатления. Туризм перестал быть просто отдыхом. Профессионалы говорят о запросе на поиск «раздражителей». Всего, что способно вызвать эмоции. За уникальные эмоции и чувства готовы платить. «Что касается экскурсий — музеи перестают быть популярными, если они не интерактивны, если не развлекают. «Зацепить» все сложнее. Раньше, чтобы получить очередь из желающих, можно было предложить: едем на матч «Реал Мадрид» и там будет Роналду, он даст вам автограф. Теперь же народ пресытился и не отличает Роналду из социальных сетей от настоящего. Инфлюенсеры уже не имеют такого веса. Блогеры сами по себе не собирают огромные группы. Хотя в качестве маркетингового хода их все еще призывать уместно». Эксперты называют короткие яркие поездки трендом ближайших лет. А важнейшим составляющим путешествия становятся «селфи-локации». Быстро, без сбоев, «в три клика» и непрерывное развлечение — вот чего ждут сегодня туристы от поставщиков услуг.

Тем не менее, по статистике, самые популярные 10 глобальных туристических направлений, такие как Рим и Париж, привлекают 40 процентов всего турпотока. Здесь возникает другой тренд — уже со стороны правительств и муниципалитетов: борьба с «овертуризмом». Те же французы ставят перед собой задачу перенаправить основную массу «гостей столицы» в регионы. А на самых популярных маршрутах хотели бы видеть более платежеспособных приезжающих, но в меньших количествах. Парижане недовольны, что их город превратился в souvenir, но при этом массово сдают квартиры (в центре уже мало кто живет постоянно), а цены растут. На что турист реагирует: по итогам масштабного исследования привычек и предпочтений миллениалов (возраст до 35 лет), проведенного компанией Roland Berger по заказу европейских туроператоров, выяснилось: молодежь считает Париж дорогим и малоудобным. Они готовы скорее приехать в столицу Франции на вечер для прогулки и посещения ночного клуба. А тратить деньги на ночевку в столичном отеле молодые европейцы считают неразумным.

Что касается трат, то горячо любимые в мире за расточительность россияне сдают позиции уже пятый год. Стандартно много покупают граждане Китая и США. Хотя глобально все туристы схожи в предмете трат: основные расходы — это еда. Речь не о банальном гостиничном полупансионе, а снова про впечатления. Сет из семи блюд известного шефа в Барселоне, винный ужин в Долине Напа в Калифорнии или обжигающие каштаны в кульках на улице Вены — все это ощущения и воспоминания. То, на что мы готовы поменять результат нескольких месяцев офисной жизни. То, ради чего пользуемся такси или каршерингом, не покупая свою машину. Но уж зато мы отметим 5 лет свадьбы в погребах замков Луары или собирая пахучие лимоны на Сицилии! Менее креативные проедутся по мишленовским ресторанам…

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Девочка и миф Девочка и миф

Что на самом деле стоит за истерикой по поводу глобального потепления

Огонёк
Как научиться подтягиваться на турнике: эффективная программа для начинающих Как научиться подтягиваться на турнике: эффективная программа для начинающих

Самое время научиться подтягиваться на турнике, если ты до сих пор не умеешь

Playboy
10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Королева против: самые громкие скандалы Елизаветы II с членами семьи Королева против: самые громкие скандалы Елизаветы II с членами семьи

Отношения внутри королевской семьи никогда не были простыми

Cosmopolitan
Чернобыльское досье КГБ Чернобыльское досье КГБ

Украинская власть за последние годы рассекретила огромный массив документов КГБ

Дилетант
4 типа темперамента и как они проявляются у мужчин 4 типа темперамента и как они проявляются у мужчин

Как четыре типа темперамента проявляются у мужчин

Psychologies
Лена Горностаева Лена Горностаева

Какую часть мужского тела Лена Горностаева считает самой сексуальной?

Playboy
4 мифа о Великой Китайской стене 4 мифа о Великой Китайской стене

Как и зачем на самом деле строился крупнейший архитектурный памятник мира

Maxim
Дети декабря Дети декабря

Декабристы — безумцы, герои, предатели или лучшие сыны нации?

Дилетант
Как победить в снежки Как победить в снежки

Учим профессионально кидаться снегом

Maxim
Солнце внутри Солнце внутри

Витамин D, оказывается, и не витамин вовсе, а гормон. Без него организму — никак

Огонёк
Перепутал документы: что делать, если инспектор отдает чужие права Перепутал документы: что делать, если инспектор отдает чужие права

Автомобилист чуть не остался без водительских прав в канун Нового года

РБК
Опасная пауза Опасная пауза

С чем связаны сбои менструации, приливы и нарушения сна

Лиза
Переждать волну Переждать волну

Настасья Самбурская: энергичная и дерзкая

Домашний Очаг
«Скоро нам не будет хватать энергии» «Скоро нам не будет хватать энергии»

Физик-теоретик Александр Замолодчиков — об истоках кризиса в мировой науке

Огонёк
Иконописец, чудак из деревни и панк: кто творит в резиденции «Гаража» Иконописец, чудак из деревни и панк: кто творит в резиденции «Гаража»

Татьяна Столяр и Маша Комарова изучили жизнь «арт-общаги» и ее обитателей

РБК
«Выбирают, кто меньше пил»: как накажут, если передал каршеринг другому «Выбирают, кто меньше пил»: как накажут, если передал каршеринг другому

Какие штрафы операторы каршеринга накладывают за передачу управления

РБК
Егор Корешков: «Близких людей не может быть много» Егор Корешков: «Близких людей не может быть много»

Егор Корешков о стеснении, джентльменских замашках и распределении ролей в паре

Cosmopolitan
Черная дыра извергает потоки вещества со сверхсветовой скоростью Черная дыра извергает потоки вещества со сверхсветовой скоростью

Ученые не сломали физику, а нашли пример сверхсветого движения

Популярная механика
Корректируем питание и тренировки: типы телосложения человека Корректируем питание и тренировки: типы телосложения человека

Чтобы похудение было эффективным, нужно определить особенности телосложения

Cosmopolitan
От iPad до инвалидного джойстика: главные гаджеты 2010-х От iPad до инвалидного джойстика: главные гаджеты 2010-х

Десять важных гаджетов, которые произвели настоящую революцию в своей отрасли

Популярная механика
Доисторическая ископаемая слизь удивила ученых: гость из прошлого Доисторическая ископаемая слизь удивила ученых: гость из прошлого

В кусочке янтаря сохранилась целая колония спор древней плесени

Популярная механика
В Багдаде снова неспокойно: чем прославился иранский генерал Сулеймани и почему его убили США В Багдаде снова неспокойно: чем прославился иранский генерал Сулеймани и почему его убили США

США давно следили за иранским генералом Касемом Сулеймани

Forbes
10 лучших актеров 2019 года по версии The New York Times 10 лучших актеров 2019 года по версии The New York Times

Кинокритики The New York Times выбрали 10 лучших актеров 2019 года

Forbes
От пещеры до радости. Как появилась музыка, где и, главное, зачем От пещеры до радости. Как появилась музыка, где и, главное, зачем

Откуда взялась музыка? Почему у каждого поколения она своя?

Maxim
12 фактов о Михаиле Мишустине — следующем премьер-министре России 12 фактов о Михаиле Мишустине — следующем премьер-министре России

Интересные факты о новом главе кабинета министров

СНОБ
Бывший чиновник из России создал конкурента Tesla с оценкой €3 млрд. Почему его рано считать миллиардером? Бывший чиновник из России создал конкурента Tesla с оценкой €3 млрд. Почему его рано считать миллиардером?

Британская Arrival называет себя крупнейшим «единорогом» в Великобритании

Forbes
Большая десятка Большая десятка

Список мест в африканской глуши, где водятся лучшие трофеи для вашего инстаграма

Tatler
Ближневосточный разлом Ближневосточный разлом

Ближний и Средний Восток обречен на трансформацию

Эксперт
Как брендам работать с поколением Z Как брендам работать с поколением Z

Поколение Z сейчас становится все более активным потребителем

Esquire
Открыть в приложении