Иван Сорокин: От детского сада до вуза. Как меняется эффективность частного образования в России
Многие родители считают, что ребенка следует обучать чтению, письму, математике или языкам чуть ли не с пеленок. У основателя сети частных детских садов Smile Fish Ивана Сорокина совсем другое мнение о том, каким должно быть базовое образование.
Наши дети сегодня учатся по программам и учебным планам, которым десятки лет. Только вдумайтесь: многие учебники и методички были написаны, когда еще не было фейсбука (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и инстаграма (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), не существовало айфонов и умных часов. В любой университетской библиотеке вы найдете пособия, датированные шестидесятыми годами прошлого века — с тех пор прошло восемьдесят лет.
Сто лет назад большая часть людей могла за всю жизнь прочитать 50 книг. Сегодня многие читают столько в месяц. Несколько лет назад журнал Science опубликовал исследование, согласно которому современный человек в день потребляет в 5 раз больше информации, чем всего лишь 30 лет назад. Обратите внимание, что данные для исследования охватывали 1986–2007 годы, то есть можно с уверенностью сказать, что с тех пор количество данных, которые наш мозг обрабатывает ежедневно, возросло на несколько порядков.
И при этом наши дети до сих пор учатся по учебникам, написанным, возможно, в том же 1986 году. В России в XXI веке в детских садах, школах и вузах до сих пор действует советская и постсоветская система образования — огромная, неповоротливая система. Безусловно, изменить ее будет сложно, но это необходимо, потому что она абсолютно неэффективна.
Следствие нынешнего обучения и системы образования — тысячи, сотни тысяч менеджеров среднего звена, которые после вузов выходят на рынок. У многих из них есть аттестаты с отличием и красные дипломы, но нет ни глубоких знаний, ни опыта. Они очень поверхностны — и они повсюду, во всех отраслях. И если менеджер без знаний на должности маркетолога или СЕО-специалиста особо и не навредит, то в медицине или юриспруденции, где цена ошибки очень высока, появление таких людей пугает. А они уже есть, и, по моим прогнозам, их будет всё больше и больше. Потому что образование не меняется.
Программы не учитывают современных реалий. Сегодня в мире перемены происходят мгновенно, но люди к этому не готовы. Они не могут жить на высоких скоростях, быстро принимать решения, быть гибкими. Их просто этому не учат. Зато в их головы в избытке закладывают скучные факты, заставляя заучивать наизусть то, что большинству никогда не пригодится.
У детей, которые с пеленок привыкли ходить на разные кружки и в студии, фактически нет детства — и это очень плохо
Мир кардинально изменился и продолжает меняться ежедневно. Мы уже живем в будущем, которое видели в фильмах. То, что работало год назад, сегодня уже может быть неактуально. То, чему нас учили даже десять лет назад, сегодня может уже быть неприменимо и никому не нужно. Поэтому современный человек сам ответственен за свое образование — и за обучение своих детей. Фундамент нужно закладывать в самом раннем возрасте.