Невыносимая закадычность бытия: кодексы мужской дружбы в разных эпохах
В прошлом мы видим такие высокие требования к институту мужской дружбы, что остается только порадоваться за друзей нашей эпохи, которые вполне удовлетворяются лайками на «Фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)», не требуя от товарищей оторванных конечностей, пролитой крови и добытых женщин в знак искреннего расположения.
Мужские «кодексы братана» в современном виде — довольно куцая штука. Не ходи с ним под одним зонтиком; не приставай к его девушке; если он переезжает, помоги ему с мебелью, а он тебе за это пива выставит. Вот в общем-то и все. Раньше правила приятельства были намного интереснее. Не говоря уж о том, что мужская дружба в менее технологичные времена считалась ответственным и рискованным делом.
В самых разных эпохах и народах мы видим такие высокие требования к священному институту дружбы и такие сложные ритуалы, что остается только порадоваться за друзей нашей эпохи, которые вполне удовлетворяются лайками на «Фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена)», не требуя от товарищей оторванных конечностей, пролитой крови и добытых женщин в знак искреннего расположения.
Кровопийцы
Обряд кровного братства был распространен в землях славян, скифов и германцев еще в античные времена. Согласно свидетельствам римских историков, у варварских племен на востоке и севере ритуал побратимства совершался схожим образом: в чашу двое (трое или четверо) мужчин сливали, располосовав себе руки, кровь, добавляли туда иногда соли и ритуальных сушеных трав, после чего сообща распивали этот укрепляющий напиток, считаясь отныне уже настоящими родственниками, более близкими, чем полученные естественным путем братья. Обычай этот в сильно редуцированном виде дожил почти до наших дней — в детских и подростковых культурах.
Еще в семидесятые годы XX века среди советских школьников, например, была вполне распространена практика скреплять дружбу, расцарапывая себе мизинцы обычно левой (сердечной) руки и прижимая окровавленные мизинцы друг к другу (кстати, у девочек этот обычай был распространен не меньше, чем у мальчиков).
Если крови жалко
Так как ценной жидкости на всех милых людей не напасешься, европейские, в том числе русские, торговцы, крестьяне и прочие деловые люди уже со средних веков предпочитали скреплять важные договоры между мужчинами не кровью, а слюной. К XIX веку любая сделка среди простонародья, а часто и среди купечества скреплялась плевками на ладонь с последующим «ударом по рукам». Впрочем, в наше время такая отдача в залог собственного генетического материала, возможно, тоже имела бы смысл («Если я не сдержу договор, вдруг он вырастит моего клона и будет его мучить?»).
Сколько надо друзей для счастья?
С точки зрения древнего скифа, у настоящего мужчины могло быть не более трех ближайших друзей, в то время как обычно воины ограничивались одним или двумя. Скиф, который хотел иметь друзей больше, пользовался бы, по словам римского историка Лукиана, «не большим почетом, чем развратная женщина, ибо та со всеми сближается, но никому поэтому не может быть верна».
Если ты решишь подружиться с греком, Правда древним
Античная традиция чрезвычайно уважала дружбу мужчин. Во-первых, греки не могли дружить и активно общаться с собственными девушками и женами, как это принято сейчас, из-за того что у них была очень развита сегрегация полов. Женщины обитали в женской части дома, где мужчины старше семи лет особо не приветствовались, а контакты с мужьями совершались либо на брачном ложе, либо через служанок с требованием выдать подательнице сего еще мешочек сестерциев на масло, оливки и новые сандалии для крошки Ксантиппы. Во-вторых, греки любили и умели воевать, часто проводили долгие месяцы вне дома и привыкли полагаться на плечо друга в бою*.
Поэтому древнегреческая мифология кишит дружескими парами героев — все эти Ахиллы и Патроклы, Оресты и Пилады, Тесеи и Пирифои. Так кто же считается настоящим другом у древних греков? Мы можем узнать это из трактата того же Лукиана «Истинная дружба».
Если друг разорился, отдай ему все свое имущество.
Если друга отправят в изгнание, иди с ним.