Со всеми утекающими
Западная Европа вытягивает из Восточной не только трудовые ресурсы, но и социальное спокойствие
По данным Евростата, в Западную Европу перебрались 4,5 млн украинцев, 3 млн румын, 2,5 млн поляков и почти миллион белорусов. И это только за последние пять лет. Цифры впечатляют? Это еще что! На слушаниях в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) в Страсбурге о проблемах трудовой миграции из Восточной Европы в Западную назывались и еще более впечатляющие данные. Так, по словам британского парламентария Джона Хоувэла, только за один 2016 год в Великобританию за лучшей долей и зарплатой перебрался миллион поляков — настоящий рывок. И это при том, что польская экономика, по его словам, выросла за последние 20 лет в два раза: «Люди всегда будут видеть, что трава зеленее с другой стороны». Но только ли дело в пресловутой пословице, что хорошо там, где нас нет? И какие последствия может иметь такое перемещение рабочей силы как для стран-доноров, так и государств-реципиентов?
Only business
Автор доклада, представленного в ПАСЕ, румын Ионут-Мариан Стро не скрывает, что перемещения рабочей силы с востока на запад континента «обусловлены главным образом экономическими мотивами». Люди ищут лучшей доли. При этом процесс затрагивает все большие массы людей — сначала в него включились государства бывшего соцлагеря из Восточной Европы (Польша, Румыния, Болгария), а сегодня в лидерах — бывшие республики СССР (Украина, Молдова, Белоруссия). Есть и своя особенность: рабочая сила из стран «первого эшелона» перемещается туда, где самые высокие зарплаты, например в Великобританию, Францию или скандинавские страны, а на их места приезжают мигранты из бывших советских республик. Так, в частности, происходит сегодня в Польше, где в строительстве и сельском хозяйстве полным-полно этнических украинцев. Более того, благодаря активизации процесса выдачи «карты поляка» («Огонек» писал об этом проекте в № 31 от 12 августа) уже 53 процента от общего числа иностранных студентов в Польше составляют украинцы, и этот процент продолжает расти.
По словам французского депутата Клода Керна, обычной стала ситуация, когда «грузины или украинцы работают в Польше, а поляки трудятся в Германии и Великобритании». Неудивительно, что Польшу по-прежнему числят страной с одним из самых высоких миграционных потенциалов: согласно опросу 2013 года, почти 14 процентов поляков работали на чужбине с 2004 года (около четверти из них — более года), а сегодня 69 процентов поляков имеют членов семьи или близких друзей, живущих за границей, около 24 процентов намерены эмигрировать в ближайшем будущем. И большинство из них молоды: пять лет назад 90 процентов поляков в возрасте до 34 лет рассматривали для себя вероятность миграции. Польские власти, конечно, пытаются остановить процесс, приняв даже специальную программу поддержки польской диаспоры на 2015–2020 годы в Великобритании, но возвращаются единицы, а уезжают тысячи.