Зачем мы ходим и не ходим на митинги?
Почему одни из нас активно реагируют на политические события в стране, подписывая петиции, участвуя в митингах и одиночных пикетах, а другие заявляют, что далеки от политики? Первые осуждают вторых и наоборот. Можно ли жить в обществе и не участвовать в общественной жизни? И что стоит за отказом от активной публичной позиции?
Политика — одна из тех сфер, что быстро, агрессивно и довольно болезненно делят общество на два противоборствующих лагеря. Члены первого готовы сами идти на митинги, призывают к этому остальных, открыто высказываются против несправедливости со стороны власти; участники второго считают, что выступать с открытыми заявлениями — бесполезная и даже опасная затея.
«Я далек от политики», «это не для меня», — говорят одни. Им отвечают: «Если ты не занимаешься политикой, однажды политика займется тобой». Есть ли у каждого из нас кнопка, при нажатии на которую самые аполитичные люди становятся борцами?
«До определенного момента я смотрела на активность других с настороженностью. Я все время думаю о сыне, который болеет, — рассказывает 42-летняя журналист Ирина. — Если я пойду на митинг и, не дай бог, меня увезут на автозаке, кто останется с ним? Я несу за него ответственность. Но когда недавно произошла история с коллегой Иваном Голуновым, я поняла, что больше молчать не могу. Я выложила дома банковские карты, написала для сына пин-коды, сообщила родным, куда собираюсь и что делать, если со мной что-то случится.
Я поняла, что это и есть моя ответственность перед сыном — защищать таких, как я, ведь завтра так же несправедливо поступят со мной. Митинг отменили, но я в тот момент была готова на него идти, несмотря на все прежние контраргументы. Потому что для меня это была та самая критическая точка, за которую со мной заходить нельзя».
Видимо, у каждого есть рычаг, который запускает процесс активации нашего политического самосознания? И это вопрос времени и повода — у каждого срабатывает свое?
Голос снизу
Общество — это мы, люди. Мы все испытываем влияние установленных в нем правил, но при этом каждый при желании может участвовать в их изменении и в создании новых, которые сделают жизнь лучше.
«Мы живем в обществе, и наша жизнь регулируется определенными социальными механизмами, задумываемся мы об этом или нет, — поясняет психодраматерапевт Анастасия Башлыкова. — Человек — существо социальное. Вступать в отношения с другими людьми — наша естественная потребность. Люди общаются друг с другом с разной степенью открытости, которая во многом определяется предыдущим жизненным опытом. Некоторым в силу сложного, даже травматического опыта входить в контакт с другими непросто».
Но потребность в общении, в совместности есть у всех: она заложена в нашу «базовую комплектацию». Люди никогда не жили поодиночке, наши древние предки собирались в группы. Сообщество единомышленников поддерживает: мы и сейчас ищем для себя сообщества, группы «по интересам» — нам важно чувство локтя.
Человек изначально приспособлен жить в социальной структуре. Групповая структура предполагает, что все ее члены договариваются о соблюдении как своих личных интересов, так и интересов группы в целом. Но, разумеется, они могут не совпадать, и чем больше группа, чем более выражено социальное расслоение, тем больше вероятность конфликта интересов.
Государство — это огромное разнородное человеческое сообщество, и оно регулируется вполне определенными социальными механизмами. «Большие группы — это всегда иерархия: вертикальная структура дает возможность сохранять целостность сообщества, — объясняет психолог. — Но в такой структуре установки, «как жить», спускаются сверху. При тоталитарной форме правления, когда власть абсолютна, любое недовольство «снизу» жестко пресекается. Другой полюс — демократия. В ее основу заложена идея коллективного принятия социальных решений». Подразумевается, что граждане могут влиять на ход социальных процессов, высказывая пожелания, выражая свое мнение, основанное на личном социальном опыте, и это мнение будет услышано «наверху» и будет учитываться в процессе разработки законодательных актов.