Почему к 90-м привязался эпитет «лихие»?

ОгонёкИстория

Сказочные лихие

Шахтеры, пенсионеры, бывшие военные — похороны СССР происходили под их попытку докричаться до власти. Еще одно измерение 90-х

Выражению «лихие девяностые» исполняется 15 лет. Именно в 2005-м, если анализировать данные Национального корпуса русского языка, это словосочетание, появившись сначала в СМИ, ушло в народ. Эпитет, похоже, совпал с общим ощущением эпохи, иначе как объяснить, что уже к 2012-му именно «лихие» задавили все прочие определения тех лет. Так называемая наивная хронология, которая, в частности, и фиксирует коллективное восприятие того или иного времени, признает: иначе теперь и не скажешь. Сейчас мода на 90-е растет, а под грузом словесного штампа скрыта, оказывается, совсем другая память об эпохе. И, возможно, скоро мы будем поминать ее уже другими словами. Какими? Сегодня, на переломе оценочного восприятия прошлого, об этом задумался «Огонек».

Василий Жарков,
декан факультета
политических наук
Московской
высшей
школы
социальных
и экономических
наук

Есть ощущение, что нам скоро придется благодарить других дедов за другие победы. Мы не можем задавать свои рамки коллективным воспоминаниям, потому что эти рамки, если хотите, задаются биологически. Французский социолог Морис Хальбвакс заметил, что наша общественная память о прошлом — это, как правило, то, что рассказали дедушки и бабушки своим внукам. В возраст дедушек и бабушек входят новые поколения, и новые годы приобретают ореол значимости и величия. Сегодня социальные рамки памяти сместились с военного поколения 30–40-х годов на людей, чье взросление пришлось на 50–60-е годы. То есть свою версию истории рассказывают бабушки и дедушки, которые помнят 60-е как время своей молодости. И поэтому рамка общественной памяти, что бы с ней ни пытались делать, постепенно сместится от 40-х к 60-м, что может повлечь за собой и соответствующие изменения в социальных настроениях, идеях. Здесь неумолимая логика смены поколений играет против тех, кто пытается крепить авторитет исключительно на образе Великой Победы — вот-вот по-требуется что-то новое: благодарность другим дедам за другие свершения.

Точно так же стоит признать, что в один прекрасный день 90-е станут предметом повышенного внимания и интереса: подождем лет двадцать — и внуки нынешних 40–50-летних с упоением погрузятся в изучение перестроечно-ельцинской молодости дедов. Более того, первые ростки этого пробуждающегося интереса видны уже сегодня, что для меня по-своему удивительно. Я сам вообще-то не являюсь апологетом 90-х: это было очень тяжелое, кризисное время, которое плохо отразилось на тех, кто его пережил, причем я имею в виду не только экономические проблемы, но и влияние этого времени на умы и души. Погоня за выживанием, маркетизация всего и вся, а особенно науки, образования, журналистики, привели скорее к тому, что уровень нашего развития в этих сферах упал по сравнению со второй половиной 80-х, какие-то серьезные этические основания, существовавшие в обществе помимо Советского Союза или вопреки ему, были обрушены. Я люблю вспоминать слова коллеги, сотрудника ИМЭМО РАН Николая Косолапова, которые тот написал в 1995 году на фоне общей эйфории экспертов от радикальных реформ: «Нет ортодоксов ревностнее, чем новообращенные. Ухватившись сейчас за либеральную модель, притом в ее самом механистическом варианте, и сделав это в период, когда данная модель приходит к исчерпанию своих исторических резервов и возможностей, когда формула общества XXI века явно должна будет найти какое-то совмещение европейского и неевропейского цивилизационного опыта, Россия рискует превратиться в начале будущего столетия в центр социальной и политической реакции в мире, что могло бы снова противопоставить ее Западу и другим регионам и культурам». Мне кажется, что эта оценка 25-летней давности могла бы сейчас претендовать на звание пророческой, вне зависимости от того, что о ней думает сам Николай Алексеевич. И понятно, что процессы, наблюдаемые нами последние 10 лет,— накачка патриотической риторики, попытки выстроить примитивное идеологическое единство и так далее — это все отложенная реакция на события 90-х. Радикальный нигилизм 90-х в отношении всех практик общественной солидарности, всего живого, что теплилось в СССР и вообще сделало 90‑е возможными, привел к обратному откату маятника. В этом смысле нет никаких «демократических девяностых — авторитарных десятых», есть семена и всходы, единые в своем качестве.

Выбор первой иномарки как обряд инициации

Но, с другой стороны, верно и обратное: нет никаких «тучных нулевых» или «благословенных десятых» и «лихих девяностых» как их антипода. Эта антитеза больше не работает. Наш постсоветский транзит все больше разворачивается как единый процесс, интересный в своих истоках. Я наблюдаю повышенное внимание своих студентов к теме 90-х, они даже творческий вечер, который мы задумали в Шанинке, свели к той стилистике: зачем-то показали старые записи Ельцина, сделали шаржи на «Осторожно, модерн!», вспомнили телевидение 90-х. Последнее, кстати, сегодня очень близко и доступно благодаря YouTube и производит приятное впечатление, потому что это, разумеется, «совершенно другой глобус». Узнаваемый, свой, но вдохновляющий: оказывается, и так можно было! Из той же серии — необыкновенный успех актера и видеоблогера Антона Лапенко, который прославился и стал героем современной молодежи, создав на YouTube сериал «Внутри Лапенко», воссоздающий вселенную 80–90-х годов в России. Когда я первый раз посмотрел несколько серий, подумал, что вижу старые ролики: настолько правдоподобно. Даже удивительно, что человек 33 лет может воспроизвести всю атмосферу эпохи, которую сам не помнит и не знает, но вот, оказывается, 90-е не так далеки от юношей, сформировавшихся уже при Путине. Мне трудно судить, почему то время «досрочно» актуализируется в сознании молодежи. Возможно, оно предстает как момент старта, большого взрыва и рождения нового мира, на дне которого мы все сейчас существуем. И интересно понять, как все начиналось. К тому же любое начало — это перспективы и надежды, которые приятны сами по себе, особенно на фоне современной определенности, когда каждый держит то, что приобрел, и культивируется одна эмоция: лишь бы не потерять. Согласитесь, не слишком вдохновляюще, чтобы не желать перенестись мыслями в какое-то другое время — хоть в 60-е, хоть в 90-е.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

В корне питательно В корне питательно

Как картошка покорила Россию

Огонёк
Токсичные родственники: как оборвать связи Токсичные родственники: как оборвать связи

Можно ли перестать общаться с родственниками и как разрешить себе это сделать?

Psychologies
«Прошлым можно гордиться, но им нельзя жить» «Прошлым можно гордиться, но им нельзя жить»

Каков запас конкурентоспособности у отечественной космической отрасли?

Огонёк
Как стать жестким, волевым человеком и развить уверенность в себе: подробное руководство Как стать жестким, волевым человеком и развить уверенность в себе: подробное руководство

В современном мире никуда без силы воли и твердости характера

Playboy
«Это великий социальный эксперимент» «Это великий социальный эксперимент»

Как меняется общество во время и после карантина

Огонёк
Как вежливо отказать работодателю после собеседования: полезное руководство Как вежливо отказать работодателю после собеседования: полезное руководство

Не на каждое же предложение соглашаться

Playboy
Не основной инстинкт Не основной инстинкт

У нынешних молодых падает интерес к сексу

Огонёк
Хорошо забытое старое: «В тупике» Вересаева Хорошо забытое старое: «В тупике» Вересаева

Андрей Тесля вспоминает роман Викентия Вересаева о гражданской войне в Крыму

Полка
Жатва Гиппократа Жатва Гиппократа

Что нового в медицине в последние 20 лет начавшегося века

Maxim
У обезьян обнаружили признаки понимания рекурсии У обезьян обнаружили признаки понимания рекурсии

Возможно, рекурсия — это не исключительная способность человека.

National Geographic
Благословенное проклятие Дины Рубиной Благословенное проклятие Дины Рубиной

Как строить жизнь и экстремальные повороты сюжета

Русский репортер
Как провести выходные так, чтобы действительно отдохнуть Как провести выходные так, чтобы действительно отдохнуть

Способы отдыха, проверенные редакцией Reminder

Reminder
Каста здесь Каста здесь

Некоторые соображения об устройстве российского общества

Esquire
6 безумно дорогих вещей, купленных за бесценок на блошином рынке 6 безумно дорогих вещей, купленных за бесценок на блошином рынке

Случайно стать обладателем чего-то ценного — хрустальная мечта романтиков

Maxim
«Русский Джастин Бибер»: как Егор Крид стал кумиром поколения Z и заработал $6,9 млн, несмотря на «развод» с Тимати «Русский Джастин Бибер»: как Егор Крид стал кумиром поколения Z и заработал $6,9 млн, несмотря на «развод» с Тимати

Как Криду удается зарабатывать миллионы, эксплуатируя образ хорошего парня?

Forbes
Люди начали есть змей и ящериц еще 15 000 лет назад Люди начали есть змей и ящериц еще 15 000 лет назад

Рептилии были частью человеческого рациона намного раньше, чем предполагалось

National Geographic
«Нормальные сюда не попадают»: как я провела пять дней в психбольнице «Нормальные сюда не попадают»: как я провела пять дней в психбольнице

Психоневрологические диспансеры похожи на ГУЛАГ?

Cosmopolitan
«Лето будет “тихим”»: креативные агентства о том, как пандемия изменила их бизнес и чего ждать в будущем «Лето будет “тихим”»: креативные агентства о том, как пандемия изменила их бизнес и чего ждать в будущем

Клиенты креативных агентств урезали бюджеты на продвижение

VC.RU
Чему (на самом деле) завидуют дети? Чему (на самом деле) завидуют дети?

Почему ребенок начинает чувствовать злость и досаду по отношению к сверстнику

Psychologies
Миф о мышечном зажиме. Может ли массаж вылечить? Миф о мышечном зажиме. Может ли массаж вылечить?

Профессиональный массажист Пол Ингрэм разоблачает мифы о мануальной терапии

Reminder
5 невероятно дорогих и странных опций для автомобилей 5 невероятно дорогих и странных опций для автомобилей

Список, дорогих вещей для авто, о которых большинство даже не слышало

Maxim
В зеркале чужих взглядов В зеркале чужих взглядов

Мы все нуждаемся в оценках окружающих, в их реакциях на наши слова и поступки

Psychologies
Новый текст Любы Макаревской Новый текст Любы Макаревской

Новый текст Любы Макаревской об одержимости, любви и фантазмах

СНОБ
Little Big Little Big

Панк-поп-рейв-группа Little Big стала главным музыкальным продуктом России

Собака.ru
Может ли няня или бабушка заменить маму? Может ли няня или бабушка заменить маму?

Получится ли на расстоянии остаться для сына или дочери самым близким человеком

Psychologies
Почти Мэрилин Монро и мать пятерых: удивительная жизнь Джейн Мэнсфилд Почти Мэрилин Монро и мать пятерых: удивительная жизнь Джейн Мэнсфилд

Джейн Мэнсфилд могла стать таким же символом эпохи, как Мэрилин Монро

Cosmopolitan
Как заниматься спортом, если работаешь круглосуточно, и получать от этого удовольствие Как заниматься спортом, если работаешь круглосуточно, и получать от этого удовольствие

Почему в жизни деловой женщины обязательно должен быть спорт

Forbes
Прототипы героев романа «Мастер и Маргарита» Прототипы героев романа «Мастер и Маргарита»

Прообразами героев становились друзья и оппоненты Михаила Булгакова

Культура.РФ
Екатерина Дабижа: «У меня есть захватывающая история, которую я просто не могу не рассказать» Екатерина Дабижа: «У меня есть захватывающая история, которую я просто не могу не рассказать»

Все люди разные, поэтому важно подать им не просто сахар на тарелке

Bones
Как вести переговоры в кризис Как вести переговоры в кризис

Лайфхаки для ведения переговоров

СНОБ
Открыть в приложении