Провал Дятлова
На телеканале ТНТ и видеосервисе Premier вышел сериал «Перевал Дятлова». Превращение трагической истории в хоррор — это еще нормально. А вот превращение в трагикомедию — это уже недоработка авторов, считает обозреватель «Огонька».
Для начала скажем, что сама по себе история группы Дятлова (девять туристов, погибших при невыясненных обстоятельствах в феврале 1959 года в окрестностях горы Холатчахль) обречена стать классическим русским хоррором. Не надо теперь заимствовать из заграничного материала сюжет и героев, не надо адаптировать — все уже есть, бери и рассказывай. Тревожная музыка, снег, горы; опять же не Москва, а Урал, самый колорит (у нас уже периодически появляются такие сериалы, где природа играет самостоятельную роль). В итоге мы обрели собственный «Твин Пикс», и это в своем роде нормально. Правда, с этим уже не согласились родственники погибших студентов; сестра Игоря Дятлова после выхода сериала планирует обращаться в суд, как и другие. Поскольку в фильме упоминаются реальные имена и фамилии, а само повествование, мягко говоря, с выдумкой. Но этого следовало ожидать.
Интерес к трагической истории вызревал долго, в течение 2000‑х, зато потом все завертелось — после выхода в 2013 году на российские экраны американского триллера Ренни Харлина «Тайна перевала Дятлова» (The Dyatlov Pass Incident). Для его описания придется воспользо‑ ваться термином, который может кому-то показаться необъективным: фильм Харлина оказался подлинным безумием (сюжет: на перевале Дятлова исследователи обнаружили секретную советскую лабораторию, из которой полезли зомби в телогрейках и буденовках). С тех пор кино‑ воплощения о группе Дятлова тоже словно бы преследует злой рок.
Мы не знаем, какая из версий возобладает в нынешнем сериале, поскольку на момент выхода рецензии сериал еще продолжает идти, но можем утверждать, что его авторы пошли дальше американских коллег. Они решили использовать не одну, а сразу все экстравагантные версии случившегося. В каком-то смысле авторам сериала «Перевал Дятлова» тоже не позавидуешь — режиссерам и продюсерам Валерию Федоровичу, Евгению Никишову, сценаристу Илье Куликову. Если в других случаях мистическая составляющая истории является плодом воображения авторов, то в нашем, даже если бы авторы были сверхсуществами, они не смогли бы выдумать ничего нового. Поскольку все давно сделано за них. Сегодня в народном обиходе насчитывается около 70 версий, объясняющих гибель группы, в том числе и самых фантастических. Учитывая популярность этой истории в народе, авторы вынуждены идти на поводу у толпы. Единственное, что они могли сделать в данном случае,— снять кино более или менее со вкусом.