Образцовая запущенность
Как живет заполярный моногород у российско-норвежской границы
Официально Никель — поселок городского типа. Фактически — моногород. Он расположен северо-западнее Кольского полуострова, в 200 километрах от Мурманска. Дальше на север от Никеля (километрах в 40) бушуют воды Баренцева моря. Географически ближе к нему заграничные соседи: до Норвегии меньше 10 километров, до Финляндии 70. Но соседство с Европой в Никеле не ощущается. Никак.
В старину на этой территории проживали саамы, а природа была девственной. Потом здесь нашли залежи медно-никелевой руды, и финны начали их разрабатывать: появился горно-обогатительный комбинат и поселок Колосйоки на берегу одноименной реки. Во Вторую мировую войну фашистская Германия использовала местный никель при производстве танковой брони, поселок стал стратегическим объектом и в ходе боев подвергся разрушению. В 1944-м эти земли вошли в состав Советского Союза. Производство восстановили и расширили, населенный пункт переименовали бесхитростно — в Никель, по названию добываемого тут металла.
К закату СССР население Никеля достигло максимума — 22 тысяч жителей. С тех пор — стабильная убыль, до нынешних 11 тысяч. Пустующие дома здесь не редкость, а запущенность местами просто образцовая. О том, что давно наступили другие времена, напоминают редкие приметы уже постсоветской эпохи — сетевые торговые точки, припаркованные иномарки. В спокойное время, докарантинное, никельчане ездили закупаться в Киркенес, ближайший норвежский город, иностранными товарами — от памперсов до электроники, а оттуда автомобилисты приезжали в Никель со своим интересом — дешево заправиться. Гости никогда не задерживались: Никель не самый приятный для свиданий городок.