Потустороннее обучение
Больше миллиарда школьников и студентов мира вынуждены были перейти на онлайн-обучение во время пандемии. С нового учебного года специалисты начали подводить итоги этого уникального образовательного эксперимента, и они явно неутешительные. Почему же образование онлайн, которое так долго расхваливали, оказалось неэффективным, а порой даже вредным? «Огонек» вгляделся в онлайн-зеркало пандемии.
— Они там зарплату бесплатно получают, а мы должны их домашнее задание делать! — надрывно кричит мама четверых школьников.— Математика эта, немецкий он мне… не сдался! И еще по физкультуре онлайн-тест! И по музыке еще песню надо послушать «В пещере горного коня!» Да пусть она сама слушает своего коня! У меня уже крыша едет! Пусть приходят ко мне домой и занимаются с моим ребенком!
Эта запись с одного из родительских чатов стала мемом в разгар нынешней пандемии. Паника — так можно кратко описать состояние родителей, школьников и учителей в конце прошлого учебного года. Учиться дома через гаджеты оказалось неподъемной задачей для огромного количества учеников. И говорят об этом далеко не только в России — во всем мире.
Онлайн-обучение, которое в последние пару лет активно продвигали на самых разных уровнях и за которое высказывались мировые лидеры образования из Оксфорда и Кембриджа, почему-то на практике не сработало. Напомню, еще в апреле эксперты авторитетного Давосского Всемирного экономического форума (ВЭФ) утверждали, что пандемия коронавируса поможет онлайн-обучению стать полноценной частью системы образования. А уже в августе, накануне нового учебного года, сам генсек ООН Антониу Гутерриш выступил за традиционные формы обучения, подчеркнув, что возвращение учеников в школы при соблюдении всех мер безопасности должно быть мировым приоритетом. Иначе мы станем свидетелями катастрофы целого поколения.
Почему-то учиться дома оказалось намного сложнее, чем представлялось, и это подтверждают оперативные исследования в разных странах. Так, Университетский колледж Лондона опубликовал исследование, согласно которому во время карантина 2 млн британских школьников, обучавшихся в домашних условиях, практически ничего не делали — непосредственно занятиям по интернету они уделяли в среднем лишь два с половиной часа в день.
Мюнхенский университет провел опрос среди родителей немецких школьников и выяснил: время, затрачиваемое детьми на школу и выполнение домашних заданий, сократилось с 7,4 до 3,6 часа в день, а время, которое они проводили за просмотром телевизора, компьютерными играми или использованием мобильных телефонов, увеличилось до 5,2 часа в сутки. При этом, вопреки ожиданиям, более образованные родители не смогли наладить процесс обучения (менее образованные, впрочем, тоже).
В итоге немецкие эксперты приходят к выводу, что закрытие школ в долгосрочной перспективе грозит реальными убытками и обучающимся, и государству. Так, по данным директора Центра экономики образования ФРГ профессора Людгера Вессманна, то, что средний ученик на данный момент пропустил примерно одну треть года обучения, означает, что его будущий доход сократится примерно на 3 процента. Для государства же более низкий уровень образования граждан означает, что экономика в целом потеряет 1,5 процента ВВП.
— Если говорить о России, то пандемия обострила целый ряд уже существовавших проблем, которые касаются не только системы образования, но и состояния семьи, даже общества,— говорит «Огоньку» доцент кафедры психологии и педагогики образования Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), специалист по цифровой социализации Елена Бахадова. — Российская семья сегодня представляет собой разрозненную конструкцию, рассыпающуюся при форс-мажоре как карточный домик. Условия для существования, развития и обучения она обеспечивает ребенку чисто формально, а вот содержательно чаще всего — нет.
Наладить при таком состоянии семьи учебный процесс очень сложно. Ведь нужно понимать главное: онлайн-обучение — это уже не обучение в школе, по сути это домашнее образование, которое требует от родителей постоянной включенности и готовности работать вместе с ребенком.
Будущее с китайским акцентом
В России исследований, которые бы показывали, как школьники усвоили предметы во время пандемии, нет и, скорее всего, не будет. Но то, что показатели будут неважными, очевидно всем. На начало года запланировано проведение Всероссийских проверочных работ (ВПР). Но далеко не все эксперты склонны доверять этим оценкам: по результатам тестирования оценивается работа школы в целом, педагоги традиционно натаскивают учеников перед написанием, и объективной картины не получается.
— Говорить о том, как пандемия в целом повлияла на качество образования российских школьников, сложно,— объясняет «Огоньку» заведующая центром оценки качества образования Института стратегии развития образования РАО Галина Ковалева.— Пока нет исследований, которые бы говорили об изменениях. Поэтому сейчас можно обсуждать только вопросы, связанные с влиянием онлайн-обучения на качество образования. А здесь можно говорить как об успеваемости и оценках, так и более глубоко, если мы под образованием понимаем более широкий спектр задач, связанных с ростом личности. Тем не менее ни у кого не вызывает сомнения, что сегодня мы увидим падение качества во всех смыслах.