По стопам апостола
Что ищут и что находят современные паломники на пути к святому Иакову? Для того чтобы это выяснить, корреспондент «Огонька» прошел 400 километров по горам севера Испании
Каждый день ровно в полдень в кафедральном соборе испанского города Сантьяго-де-Компостела собирается разноязыкая толпа уставших, не слишком опрятных и явно прихрамывающих людей. Это пилигримы, прошедшие сотни километров по пути к Сантьяго (святому Иакову) — по главной артерии Европы в Средние века, получившей второе рождение в конце XX столетия. Что же вынуждает тысячи людей в наш век неделями брести по старинному маршруту под проливными дождями или палящим солнцем?
Дорога к себе
Осенью 2017-го Совет Европы отпраздновал 30-летие масштабной программы «Европейские культурные маршруты». Проект этот, цель которого — «объединять жителей континента, поощряя разнообразие и взаимопонимание между цивилизациями», в наши дни включает более 30 маршрутов — например, по следам викингов, финикийцев или армии Наполеона. Ну а первым из них стал именно путь к Сантьяго. Точнее, объединенная под этим общим названием сеть маршрутов, сходящихся в галисийском (Галисия — исторический регион на северо-западе Испании) городе Сантьяго-де-Компостела. Культурное значение этих маршрутов видно и сквозь века: они действительно способствовали «объединению жителей континента» задолго до того, как Совет Европы в Страсбурге поставил такую задачу,— с X века. По существу, город Сантьяго стал католической Меккой, в которую паломники-христиане тянулись со всей Европы.
Легенда объясняет это притяжение следующим образом: в 813 году монах-отшельник Пелайо, следуя за путеводной звездой, обнаружил ковчег с нетленными мощами Иакова — одного из 12 апостолов, погибшего мученической смертью почти за восемь веков до того на Святой земле. (Останки Иакова, по преданию, были положены в ковчег, который чудесным образом прибило к галисийским берегам; его-то и нашел отшельник.) Все, в общем, сошлось: Святой Иаков (у испанцев Сантьяго) при жизни проповедовал на Пиренеях, а потом не раз являлся испанцам во время битв с мусульманскими завоевателями, чем заслужил почетное (но не слишком политкорректное по нынешним временам) прозвище Matamoros (убийца мавров). Само собой в итоге он стал небесным покровителем Испании, а поклонение ему — долг доброго католика и патриота.
В конце IX века на месте, где обнаружили мощи, была возведена небольшая церковь, а затем и собор. В Сантьягоде-Компостелу потянулись пилигримы со всей Европы, а в XII веке поток стал нескончаемым — папа Каликст II даровал прошедшим по пути Сантьяго паломникам право на получение индульгенции. В итоге город на самом северо-западе Испании стал третьим по значимости для всех католиков после Иерусалима и Рима.
Пилигримы, шедшие в Сантьяго-де-Компостелу с разных концов Европы, несли с собой свои традиции и обычаи и волей-неволей распространяли их среди окружающих по ходу долгой дороги. Это, между прочим, немало поспособствовало и развитию Испании: деревушки, в которые неизбежно заходили паломники, стали бурно развиваться. По существу, первый европейский культурный маршрут стал еще и рычагом развития экономики.
Но к XVI веку ситуация начала меняться в худшую сторону — участившиеся разбойные нападения из-за череды войн в Европе, общая нестабильность и, наконец, эпидемии чумы постепенно сделали паломничество менее популярным. Маршрут зачах и возродился только во второй половине XX века. А модным он стал после выхода в 1987-м романа Пауло Коэльо «Дневник мага» — автобиографического рассказа о паломничестве в Сантьяго-де-Компостелу, написанного в духе магического реализма и принесшего автору мировую известность.