План моментальной пропаганды
Что мы делаем с памятниками и что памятники делают с нами
До марта 2020 года в Москве была уже одна площадь, о которой поэт Мариенгоф написал, что она «меняла памятники, как меняет мужей современная женщина». Это Тверская (бывшая Советская, бывшая Скобелевская) площадь перед мэрией: то генерал Скобелев, то обелиск Советской Конституции, то Юрий Долгорукий…
Но там отсчет перемен шел все же на годы, а то и на десятилетия. А теперь площадка перед Историческим музеем побила все мыслимые рекорды: на ней за один мартовский день сменились два памятника маршалу Георгию Жукову, и оба оказались распилены и увезены прочь.
Монументальная пропаганда оказалась моментальной.
Теперь на постаменте пустота, и никто не сможет утверждать с уверенностью, какая именно статуя окажется здесь к 9 Мая.
В чем причины этой фантасмагории — официально неизвестно, а вот ее смысл можно попробовать сформулировать.
Расчленение маршала Жукова
Фабула с распилом сменяющих друг друга памятников всем известна, но мало кому понятна. Побеседовав с очевидцами и участниками этих событий, можно установить, что клыковский памятник был в самом деле распилен, причем отнюдь не по каким-то там «местам сочленений», а наскоро и варварски. Как предполагает, например, сын скульптора Михаил Клыков, люди, «демонтировавшие» памятник, старались покончить с делом как можно быстрее, поскольку «столкнулись с непредвиденными сложностями».
А вот новый памятник расчленили бережнее — по стыкам деталей фигуры. Как рассказывают очевидцы, новый конь маршала, например, приехал на место с «примороженной» головой — приварить ее должны были уже на площади.
Этим известиям, однако же, слегка противоречит сообщение от июня 2017 года, доныне украшающее официальный сайт http://mzema.ru/novosti/ustanovlen-pamyatnikzhukovu-g-k.html АО «Московский завод электромеханической аппаратуры»: «В начале весны 2017 года на аллее завода был установлен памятник великому полководцу Георгию Константиновичу Жукову». «Монумент, изготовленный на литейном производстве нашего завода, вдохновляет на новые свершения, на труд во благо нашей родины», — извещало почтенное предприятие. На фотографии, демонстрирующей бронзового маршала в скверике на закрытой территории режимного предприятия, изображен памятник, в точности похожий на тот, что появился 20 марта у Исторического музея.
Как свидетельствует Михаил Клыков, поначалу на месте демонтажа не было официальных лиц — представители мэрии, префектуры и департамента культурного наследия Москвы появились, когда уже разгорелся скандал.
Официальная версия, судя по всему, рождавшаяся на месте, экспромтом, вызывает множество недоуменных вопросов. Клыковский памятник якобы забрали на реставрацию (о которой до того не было никаких извещений) перед 9 Мая. Для того и пилили? На его место временно установили копию, не совпадающую с оригиналом. Потом «копию» столь же стремительно увезли и тоже расчленили. Потому что постамент не выдержал ее тяжести. А это у нас выясняется опытным путем?
Читатель, в общем, может сам судить, насколько все это правдоподобно. Впрочем, авторов официальных версий можно понять: а попробуйте-ка сами сочинить что-либо правдоподобное, находясь в эпицентре фантасмагории с сюрпризами, причем не вами придуманной.
«Демонтажники» показывали журналистам некую бумагу из Минкультуры РФ, якобы разрешавшую манипуляции с памятником, но впоследствии министерство официально не признало ее подлинной.