Ревью
Огромный медведь ожил
Что вы представляете, когда слышите о Сахалине? Далекий и суровый край, поездка на который окончательно подорвала здоровье Чехова... Остров, который его коренным жителям представлялся гигантским медведем, священным всесильным… Кстати, и по очертаниям он напоминает огромного хозяина тайги, который встал на задние лапы и идет к материку
Край действительно суровый, но прекрасный и богатый — в первую очередь минеральными ресурсами. Их разработка во многом определила вектор развития региона и существенно изменила его за последние 20 лет. Именно здесь заработал один из крупнейших мировых проектов — «Сахалин-2», во многом ставший уникальным. Он начался в далеком 1988 году с переговоров между российским правительством и крупными мировыми нефтегазовыми компаниями. Итогом стало подписание в июне 1994 года соглашения о разработке проекта на условиях раздела продукции (СРП).
Конечно, на момент зарождения «Сахалина-2» для России эта форма договоренности была непривычной. Соглашение, которое сейчас является одним из наиболее распространенных видов партнерства в мировой нефтегазовой промышленности, было в России новым инструментом, вызвавшим ожесточенные споры.
В 1994 году ситуация в стране была сложной. Председатель правления компании «Союзнефтегаз», глава совета Союза нефтегазопромышленников Юрий Шафраник поясняет: если в начале 90-х вся страна пребывала в депрессивном состоянии, то Сахалин и подобные ему удаленные уголки России были просто в удручающем положении. «В мае 93-го мне оно представлялось абсолютно тупиковым. Все отрасли островного хозяйства — от рыболовства до нефтедобычи (с добычей меньше 1,5 млн тонн в год) — развалены. Не было никаких перспектив ни у падающей угледобычи, ни у сворачивающихся лесозаготовок,— отмечает он.— На фоне соседей — Японии и Южной Кореи — и не столь далеких США Сахалин выглядел экономической пустыней».
Несмотря на то что уже тогда геологи представляли себе масштабы шельфовых запасов, оставалось неясным, как эти удаленные запасы нефти и газа доставить на рынки сбыта. Требовалось с нуля разработать крупные нефтегазовые месторождения, для чего были нужны новые технологии, высококвалифицированные специалисты и, самое главное, инвестиции. Государству была нужна максимальная ресурсная рента, а недропользователю — приемлемая норма рентабельности с учетом всех рисков. Соблюсти баланс интересов стало возможным только на условиях СРП. В рамках этого механизма государство предоставило инвестору право на разработку недр, а в обмен компания «Сахалин Энерджи»* взяла на себя риски и ответственность за эффективную разработку двух нефтегазовых месторождений в рамках проекта — Пильтун-Астохского и Лунского.