Список Будисавлевич: как домохозяйка спасла из немецких концлагерей тысячи детей
Простая домохозяйка Диана Будисавлевич в годы гитлеровской оккупации спасла из концентрационных лагерей, расположенных в Хорватии, более 10 000 детей. Однако по окончании войны она стала персоной non grata для правительства новой социалистической Югославии. Лишь в XXI веке, после публикации ее дневника, подвиг Будисавлевич получил широкую известность — правда, сама она об этом так и не узнала.
«Дневник» — это те записи, которые Диана Будисавлевич вела, спасая детей из лагерей смерти, — впервые был опубликован в 2003 году. С тех пор Будисавлевич стала национальной героиней в Сербии и в своей родной Австрии.
В документальном фильме «Дианины дети» доктор Милутин Вучковац вспоминает, как семилетним ребенком оказался в концлагере и остался жив благодаря Будисавлевич. «Я смотрел, как умирают мои ровесники, промерзшие, голодные. Только когда был опубликован «Дневник» я узнал, что в Ябланац приезжала Диана Будисавлевич. Она многим помогла спастись. То, что я ребенком смотрел смерти в глаза, позже помогло мне исполнить желание отца: поступить на медицинский факультет и посвятить свою жизнь другим. Став гинекологом, я помог родиться тысячам детей. А крик новорожденного ребенка всегда отличу от тех криков, которые слышал тогда, семилетним ребенком», — говорит он в интервью.
После публикации «Дневника» Будисавлевич получила множество наград, в ее честь были названы улицы и парки, о ней сняты кинофильмы и написаны книги, ей благодарны тысячи семей. Вот только сама она никогда об этом не узнает.
Домохозяйка
Диана Обексер появилась на свет в 1891 году в городе Инсбруке, входившим в то время в состав Австро-Венгрии. Она росла в типичной обеспеченной бюргерской семье, ее отец занимался торговлей и имел добрую славу в своем городе.
В годы Первой мировой войны Диана, как и многие девушки в то время, окончила медицинские курсы, однако впоследствии медициной не занималась. Зато благодаря этой учебе она познакомилась с молодым, подающим надежды врачом Юлием Будисавлевичем. Он был родом из Хорватии, происходил из знатной сербской семьи и в тот период работал в больнице Инсбрука.
После свадьбы, случившейся в 1917 году, Диана и Юлий около двух лет жили Инсбруке, а потом переехали в родной город мужа — Загреб, столицу тогдашнего только что образованного Королевства сербов, хорватов и словенцев.
Жизнь складывалась более чем благополучно и гладко: Юлий был профессором медицинского факультета в университете, а также весьма уважаемым практикующим хирургом. Диана занималась домом, растила дочерей; вечера, устраиваемые ею, пользовались популярностью среди интеллигенции Загреба...
Мирное течение их жизни было прервано Второй мировой войной.
«Акция Дианы Будисавлевич»
В 1941 году Югославия была занята гитлеровскими войсками. Тандем нацистской Германии и новообразованной хорватской фашистской ультраправой организации Усташи вывел Хорватию в отдельное государство, поддержавшее оккупантов. Многочисленные лагеря смерти в окрестностях Загреба были организованы практически сразу, уже весной 1941 года. Один из них, Ясеновац, стал третьим по величине концлагерем в Европе. Усташи нацелились на геноцид не только евреев и цыган, но также сербов.
Сам факт появления концлагерей стал потрясением для Дианы Будисавлевич. А пришедшее вскоре осознание, что в них содержатся женщины и дети, заставило ее, простую домохозяйку, совершенно неспособную, как ей самой казалось, к какой-либо борьбе, начать действовать. Поначалу она хотела только организовать сбор финансовой помощи, продуктов, одежды и лекарств для заключенных в лагерях, чем и занялась в октябре 1941 года.
Ее первыми помощниками в этом деле стали друзья семьи. Однако вскоре заработало сарафанное радио, число людей, стремящихся присоединиться к делу, которое получило негласное название «Акция Дианы Будисавлевич», стало расти.
«Я просила тех, кто приходил, сообщить о нашей деятельности своим знакомым, если им можно полностью доверять, а они, в свою очередь, должны были рассказать своим и т. д. Так, за несколько дней можно было подключить большое количество людей и получить значительное количество теплой одежды. С помощью двух моих дочерей и нескольких их друзей в нашей квартире началось шитье. Из бархатных штор шили детские пальто, платья и покрывала», — писала Будисавлевич в своем дневнике. Посылки направлялись сербским женщинам и детям в концлагеря Лобор-град, Яково и Горня-Риека. К сожалению, львиная доля этой помощи разворовывалась и не доходила до адресатов.