Не мир, но торг
Почему перспектива экономического противостояния США и Китая особых сомнений не вызывает
На декабрьском саммите G-20 в Буэнос-Айресе президент США Дональд Трамп и китайский руководитель Си Цзиньпин договорились о трехмесячном переносе срока повышения американских импортных пошлин (до 25 процентов) на китайские товары. Но это лишь временное и мнимое спасение. На самом деле американская угроза повышения тарифов никуда не делась, и уже сложился своеобразный алгоритм: Китай вынужден делать одну уступку за другой, чтобы избежать тарифной войны, Трамп китайские подарки с удовольствием «съедает», обещая еще на три месяца отсрочить реализацию угрозы, а потом выдвигает новые требования. И уже очевидно: таким образом Трамп будет эксплуатировать Китай до своего переизбрания. Ему просто надо быть осторожным, чтобы бумажные рынки США при этом не рухнули, ведь многие белые из среднего класса в «ржавом поясе» США — а это ключевой электорат Трампа — от биржевых скачков сильно зависят.
При этом надо понимать: все происходящее для американцев — всего лишь вопрос deal, то есть торга, в то время как для китайцев это опасная игра, которая может подорвать основу экономического могущества, поскольку отражается на самой чувствительной для китайцев сфере — притоке капиталов из-за рубежа, имеющем ключевое значение для роста китайской экономики.
История китайского экономического взлета известна. После того как китайский лидер Дэн Сяопин заявил в середине 1980-х о готовности предоставления льготных условий для иностранных капиталов, страна за короткое время стала мировой базой для сборки разных товаров иностранных предприятий за счет своей дешевой (до недавнего времени) трудовой силы. Объем притока в страну капиталов из-за рубежа был огромным. К 2007 году Китай ежегодно получал примерно 260 млрд долларов в качестве торгового профицита и прямых иностранных инвестиций. Китайцы умножали эти капиталы за счет спекулятивных инвестиций в недвижимость и лихорадочное строительство инфраструктуры (к началу 2010-х, например, темпы строительства скоростных железных дорог выросли до 5 тысяч километров в год, а новых автострад — до 8 тысяч километров в год). Объем вливания иностранных капиталов и теперь остается на высоком