Дальше действовать будем мы
Рост рынка люкса на 85 % теперь обеспечивает молодежь в возрасте до тридцати пяти. Представители поколений Y и Z из хороших московских семей рассказали «Татлеру», на что тратят заработанные деньги и почему берегут родительские.
Юлий Джапаридзе
Второкурсник Школы бизнеса Леонарда Штерна Нью-Йоркского университета.
Моим московским знакомым не стыдно тратить большие деньги ни на что — наоборот, в их среде это даже считается почетным. В Нью-Йорке все иначе: у молодежи нет стереотипов относительно того, как человек должен выглядеть, что он должен делать и что покупать. В нашем университете бренды носят только international students. Студенты из числа местных больше интересуются не вещами, а социальными проблемами, политикой. Лично я никогда не делал покупок в дорогих бутиках добровольно: мой гардероб — это Zara, Bershka и H&M. Устоять не могу только перед бутсами Nike — я серьезно занимаюсь футболом.
Мой папа (шестьдесят первый форбс, главный исполнительный директор Eurasia Drilling Company Александр Джапаридзе. — Прим. «Татлера») однажды пошутил: «Если бы я выдал тебе сумму, потраченную на твое обучение за все эти годы, ты смог бы жить на эти деньги всю жизнь». Я тогда подумал, что не хотел бы такого, — мне важно чего-то добиться самому.
В моей семье никогда не было принято тратить деньги попусту. Как-то мой одноклассник даже спросил: «Твои родители коллекционируют старые машины?» А они просто не видели смысла менять их чаще, чем раз в пять-семь лет. Сейчас я прошу у родителей деньги только на путешествия, на рестораны зарабатываю сам. У меня же есть девушка (Анастасия Перхун, дочь вратаря ЦСКА Сергея Перхуна. — Прим. «Татлера»), я считаю, что должен доставлять ей радость, водить в красивые места. Мне очень повезло — Настю не заботит стоимость вещей. Но время от времени я все же дарю ей бижутерию Vita Fede, цепочки и демократичные браслеты Bvlgari. Сам я не ношу даже часов — у меня их и не было никогда. Это излишняя роскошь, я на нее пока не заработал. К тому же есть айфон. Вот его новую модель, если честно, хочется всегда — потому что это крутая вещь. Завидую тем, кто купил XS Max в день начала продаж. Но понимаю: родители никогда не выдадут мне деньги на новый телефон.
Дина Немцова
Ученица десятого класса направления «Дизайн» Лицея НИУ ВШЭ.
Не могу сказать, что ценности моего поколения сильно отличаются от ценностей предыдущего. Кого-то интересует мир моды, или музыка, или литература. А других ничего из этого не цепляет — такое, мне кажется, было всегда. Я, например, не готова стоять в очереди за лимитированными кроссовками — жаль тратить на это несколько часов жизни, за которые можно, скажем, написать картину. Другое дело, если это очередь в галерею, где выставляют интересных мне художников. Я люблю музей «Гараж» и современное искусство в целом. Вообще считаю, что покупать искусство разумно: оно делает дом уютнее и наполняет его энергией.
Еще я замечаю, что мои сверстники и молодежь постарше всерьез задумываются о будущем планеты: стараются производить меньше мусора, отказываются от пластиковых пакетов, ходят за продуктами с тканевыми сумками. В нашей семье продукты покупаю не я, но я тоже стремлюсь жить согласно философии zero waste. Стараюсь не использовать одноразовые пакеты, не покупать некачественные вещи, одежду «на один раз». Мне нравится идея винтажных распродаж. Недавно на Vintage Marketplace Moscow купила чудесную черную замшевую юбку на пуговицах и сумку пятидесятых годов, расшитую бисером. Украшения чаще всего беру у мамы (хозяйки пиар-агентства PR Trend Екатерины Одинцовой. — Прим. «Татлера») — у нее безупречный вкус. Обычно я не ношу драгоценности, но по особым случаям надеваю мамин бриллиантовый сотуар Concept, нежный, как капельки росы, или подвеску Chopard с бриллиантом-солитером — выглядит лаконично и ко всему подходит. Кольцо Graff с желтым бриллиантом мне тоже нравится, но в моем возрасте носить крупные камни просто нелепо.
Александра Новикова
Основательница ЗОЖ‑проекта How to Green.
Наше поколение относится к тратам не так, как поколение наших родителей. У нас есть доступ к информации, которого у них не было. Мои сверстники — те, кого волнует будущее планеты, — находят на ютьюбе видео о проблемах окружающей среды, читают полезный нон-фикшен и осознанно подходят к потреблению. Я, например, давно отказалась от натурального меха — не обязательно покупать шубы, когда есть пуховики или одежда из искусственных материалов.