«Мои героини отказываются быть жертвами»
На 68-м Берлинском кинофестивале состоялась премьера нового психологического триллера «Ева» режиссера Бенуа Жако с Изабель Юппер в главной роли. Актриса рассказала «Огоньку» об эмансипации, страхах и короткой памяти человечества
Многообещающий писатель Бертран во время сильной метели оказывается под одной крышей с обольстительной и загадочной Евой (Изабель Юппер). Одержимый страстью к роковой женщине, он не подозревает, кто она на самом деле и в какую опасную игру он вовлечен. Одноименный роман Джеймса Хедли Чейза, вышедший в 1945 году, экранизируют не впервые: еще в 1962 году режиссер Джозеф Лоузи снял фильм с таким же названием, с Жанной Моро в главной роли.
Героиню Юппер с иронией можно было бы прозвать «ночной красавицей» — в противоположность «дневной», которую сыграла когда-то Катрин Денёв у Луиса Бунюэля. Героини Юппер также с какой-то роковой неизбежностью приводят других героев к гибели. Режиссеры ли видят актрису такой или она сама бессознательно выбирает «роковые роли»?
— Вы являетесь одной из самых востребованных актрис у режиссера Бенуа Жако. До «Евы» Жако снял пять картин с вашим участием — «Крылья голубки» (1981), «Школа плоти» (1998), «Только не скандал» (1999), «Фальшивая служанка» (2000), «Вилла ”Амалия“» (2009)… Вас как актрису не пугает боязнь повтора?..
— Мы вместе сняли уже шесть картин и продолжаем возвращаться друг к другу снова и снова, словно старые друзья, у которых время от времени возникает необходимость встретиться. Не знаю, есть ли тут какая-то загадка… Мне просто нравится его метод работы. С Бенуа съемки — в отличие от других режиссеров — не тяжелый труд, а удовольствие. Он почти всегда снимает два-три эпизода в день, не более, хотя перед каждым из них мы подолгу разговариваем и репетируем. Он также не любитель многочисленных дублей. Мне нравится, что его картины как бы случаются «сами собой». Точнее, рождаются в процессе дискуссий, проб и приятного времяпрепровождения. В «Еве» мне понравился сценарий, но еще более мне пришлась по душе одноименная книга Джеймса Хедли Чейза. Подход к этой истории у Жако несколько необычный. В возрасте 13 или 14 лет он впервые прочитал роман Чейза, а сейчас, спустя много лет, не перечитывая, решил написать сценарий — по своим юношеским воспоминаниям.
— Сюжет, конечно, нуждался в осовременивании.
— Да, у Жако Ева получилась вполне современной эмансипированной героиней, хотя и у Чейза героиня для своего времени описана необыкновенно современно. Правда, Ева у Чейза более ленива, на протяжении романа она очень много спит. Не особенно любит за собой ухаживать и вообще ни о чем и ни о ком не беспокоится. Наверное, этим она привлекательна для мужчин, своей безмятежностью, холодной расчетливостью и эмоциональной дистанцией ко всем событиям, которые могут угрожать жизни других.
— В фильме и книге положительные герои приносятся в жертву, а проститутка и жиголо продолжают жизнь. Получается несправедливо… Кажется, вам уже не раз приходилось играть похожую роль, вспомним хотя бы «Даму с камелиями».
— «Ева» — гораздо глубже, чем обыкновенный психологический триллер или история про жиголо и проститутку. Речь идет о поведении человека в целом, о его стремлении к выживанию и самоуничтожению. Не могу сказать, что для воплощения подобных героинь мне приходилось глубоко анализировать психологию женщины свободных нравов. На мой взгляд, даже проституция — это отношения между людьми, только с акцентом на секс и деньги. Почему автор не карает проститутку и жиголо за их действия?.. Это слишком прямой вопрос на сложную тему. Не будем забывать, что Ева описана автором-мужчиной. Причем этот мужчина присвоил себе личность скончавшегося писателя. Он забрал неопубликованное произведение, выдал его за свое и прославился. Однако из-за своих действий он попал в сложную ситуацию. От него ожидают продолжения успеха его первой работы, новых произведений, а он не умеет писать. Юноша отчаянно сопротивляется судьбе, пытается писать, ищет сюжеты. Тут ему и встречается Ева. Возможно, она — плод его воображения, возможно, и нет. Украв чужую судьбу, ты с каждым днем теряешь частичку себя. И если жизнь его не накажет, то он обязательно накажет себя сам.