Котлета от Тимати: сколько можно заработать на франшизе Black Star Burger
Рэпер Тимати, раздающий бесплатные бургеры клиентам, километровые очереди и паушальные взносы в десятки миллионов рублей — франшиза Black Star Burger была и остается одной из самых спорных на российском рынке. Forbes разобрался, как сейчас работает этот бизнес и можно ли заработать на популярной франшизе
Четыре года назад в середине сентября на Новом Арбате выстроилась очередь из сотен людей, желающих получить бесплатный бургер из рук Тимати. Вызвавшая ажиотаж акция была посвящена запуску первого гастрономического бизнеса популярного рэпера — бургерных Black Star Burger. Ажиотаж не спадал еще несколько недель, а год спустя очередь попала в Книгу рекордов России за самое большое количество танцующих людей в ней (688 человек).
В 2018 году, когда у сети было три собственные точки, Black Star Burger заявил о запуске франшизы. На этот раз выстроились очереди из потенциальных партнеров, которые были готовы платить за причастность к сети огромные по меркам рынка деньги: только паушальный взнос (плата за право работать под брендом) превышал 20 млн рублей. Для сравнения, франшиза одного из лидеров рынка бургерных в Москве Burger Heroes стоит 2 млн рублей.
Впрочем, за беспрецедентную для рынка цену франшизу купили, по данным головного офиса, не больше 10 человек, которые в совокупности открыли 40 точек. В 2019 году франчайзер снизил паушальный взнос в 10 раз, благодаря чему сеть выросла до 80 точек, еще 20 готовятся к открытию в ближайшее время. За четыре года существования сети прекратили работу семь ресторанов.
Серьезных претензий к работе головного офиса у опрошенных Forbes предпринимателей нет, но обещания франчайзера не всегда совпадают с реальностью: стартовые вложения часто выходят за рамки озвученных, а прибыль у опрошенных Forbes партнеров не дотягивает даже до нижней границы прописанных в бизнес-плане цифр.
Звезды сошлись
Идея Black Star Burger — одного из самых известных проектов, ассоциирующихся с рэпером Тимати, — принадлежит предпринимателю Юрию Левитасу. В начале 2000-х Левитас, по собственным словам, занимался пассажирскими перевозками в США и жил на две страны, в 2003 году открыл в Москве ночной клуб One More Club. В 2008-м продал его и вложился в акции Первого республиканского банка, но в 2014 году ЦБ отозвал у банка лицензию. В заявлении ЦБ говорилось, что «банк проводил высокорискованную кредитную политику, связанную с размещением денежных средств в низкокачественные активы», и как следствие «не обеспечил своевременное исполнение обязательств перед кредиторами и вкладчиками».
В феврале 2016 года Генпрокуратура предъявила фактическому собственнику банка Гагигу Балаяну и членам совета директоров Олегу Курбатову и Сергею Айрапетяну обвинения в растрате и злоупотреблении полномочиями. Ущерб, нанесенный банку и кредиторам, оценивался в 1,8 млрд рублей. По словам Левитаса, во время этих событий он находился в США и не был причастен к происходящему. Обвинения ему не предъявлялись. Личные потери он оценил в несколько миллионов долларов.
Отзыв лицензии у «Первого республиканского банка» произошёл в «эпоху, когда после отзыва лицензии многих банков претензии предъявлялись как-то выборочно, и некоторые акционеры, когда у банка были дыры, вроде бы должны были получить претензии, но этого часто не происходило», говорит Павел Самиев, генеральный директор аналитического центра «Бизнесдром».
При этом Самиев допускает, что Левитас действительно не принимал непосредственного участия в решениях или действиях, негативно сказавшихся на банке. «Кто-то другой был ключевым и принимал решения, на нем ответственности больше. Хотя в подобных случаях и миноритарии как минимум знают, что происходит. В маленьких и средних банках акционеры в курсе, они обычно не пассивные инвесторы».
В 2015-м Левитас загорелся новой идеей — открыть бургерную, которая будет развиваться главным образом за счет раскрученных соцсетей. Основатель музыкального лейбла Black Star Тимати (Тимур Юнусов) казался ему идеальным кандидатом в партнеры: в то время артист с 7,6 млн подписчиков был одним из самых популярных блогеров русcкоязычного Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), а его сценический образ, по мнению Левитаса, идеально подходил для бургерной.
По словам сооснователя холдинга Black Star Павла Курьянова, больше известного как Пашу, они с Тимати тогда как раз думали открыть ресторан и искали партнера. В апреле 2015 года Юрий Левитас, Павел Курьянов, Тимати и Чассем Нзале Трифен Вальтер (владелец 10% лейбла Black Star) зарегистрировали ООО «Блэк Стар Фудс». Доля Левитаса составила 49%, у остальных партнеров по 17%. Сам Тимати через своего концертного директора Надежду Тангинян от комментариев отказался, сославшись на занятость.
Феномен Тимати
Первый ресторан на Новом Арбате запустился в сентябре 2016 года, в него партнеры, по словам Левитаса, вложили по 20 млн рублей. Визитной карточкой заведения стали черные одноразовые перчатки, которые прилагались к бургерам. Людей, которые едят бургеры в перчатках, чтобы не запачкать руки, Левитас увидел в одной из заграничных поездок, Тимати предложил сделать их черными, чтобы соответствовать названию ресторана.
В меню были стандартные бургеры от 46 до 149 рублей (сейчас самый дешевый стоит 66 рублей) и фирменные позиции — например, мегабургер весом 1 кг за 999 рублей и VIP-бургер из двух котлет за 777 рублей.
С первого дня открытия ресторан прославился огромными очередями. «Многие думали, что у нас работает армия маркетологов. А у нас был хайп. Достаточно было Тимати что-то сказать, и все смотрели, слушали, в Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) подписывались. Этого хватало», — объясняет феномен Левитас. Выручка первого ресторана, по данным СПАРК, за три с половиной месяца составила 77,6 млн рублей, прибыль — 8,8 млн рублей. Вложения в бургерную окупились за четыре месяца — это очень хорошие для рынка показатели, говорит Сергей Миронов, омбудсмен по ресторанному бизнесу Москвы, основатель агентства «Рестконсалт» и сети ресторанов «Мясо&Рыба».