Грузовая авиация работала, спасая мировую экономику

Популярная механикаHi-Tech

«Слон» на трансзвуке

Текст: Олег Макаров

0:00 /
1015.812

Гражданская авиация ассоциируется у нас прежде всего с пассажирскими самолетами, туристическими поездками и командировками. Однако, когда в период пандемии пассажирские лайнеры стояли с зачехленными двигателями, а терминалы непривычно пустовали, между странами и континентами продолжалось перемещение по воздуху почтовых и других грузов. Грузовая авиация работала, спасая мировую экономику. И особую роль играли в этом транспортные самолеты самого тяжелого класса.

Есть ли такие в распоряжении России? И да, и нет. В наследство от Советского Союза нам достался самый грузоподъемный в мире серийный самолет Ан-124 «Руслан». Его базовая грузоподъемность – 120 т при дальности 4800 км, она может быть увеличена до 150 т при снижении дальности. Схожими параметрами обладает заокеанский визави «Руслана» – самолет Lockheed C-5 Galaxy. Общее у двух машин – они проектировались прежде всего для нужд военно-транспортной авиации, их основное предназначение – перевозка танков, орудий, легкой бронетехники и других подобных грузов, которые создают высокие нагрузки на пол кабины. Отсюда и особенности конструкции. А различие в том, что американский самолет используется исключительно для военных нужд, «Руслан» же, помимо службы в армии, находится в коммерческой эксплуатации в известной транспортной авиакомпании «Волга-Днепр». Но речь не идет о транспортировке обычных грузов, например почты. Гигант, созданный для перевозки в своем чреве военной техники, плохо подходит для контейнеров и паллет с гражданскими. К тому же самолеты ВТА (это касается и Galaxy) никогда не отличались оптимальными экономическими характеристиками – попросту говоря, они ужасно прожорливы в отношении топлива. Поэтому «Русланы» фрахтуются для перевозки уникальных и негабаритных грузов, например космических спутников. В этом случае стоимость перевозки даже в неэкономичном режиме ничтожно мала по сравнению со стоимостью всей программы.

«Фрайтер» тяжеловес

Главной рабочей лошадкой грузовой гражданской авиации были и остаются транспортные модификации пассажирского лайнера Boeing 747 (последняя версия Boeing 747-8F). Американский «фрайтер» может брать на борт до 140 т груза и перемещать его на расстояние до 8130 км. Разумеется, в отличие от военных тяжелых собратьев «боинг» характеризуется значительно большей экономичностью. Та же «Волга-Днепр», в лице авиакомпании AirBridgeCargo, эксплуатирует эти самолеты наряду с «Русланами». Что касается отечественного авиапрома, то ничего сравнимого с Boeing 747 ни в пассажирском, ни в грузовом вариантах в России пока не сделали. А делать что-то надо, ведь и «Русланы», летная годность которых постоянно продлевается, не вечны, а попытки возобновить их производство разбились о кризис в российско-украинских отношениях. Головным предприятием по постройке Ан-124 является, как известно, ГП «Антонов» в Киеве. Также на самолете установлены производившиеся на Украине двигатели Д-18Т. Их аналогов в России не существует.

В конструкции предполагается задействовать популярную сегодня концепцию «более электрического самолета». В частности, если у «Руслана» есть четыре резервирующие друг друга гидравлические системы, то на борту «Слона» останутся две, но их будут дополнительно резервировать электрические системы с электрическими приводами.

Гражданские приоритеты

Обрисовав контекст, перенесемся в стены Центрального аэрогидродинамического института в подмосковном Жуковском. Здесь под гул трансзвуковой аэродинамической трубы Т-106, возможно, рождается то, что станет надеждой и перспективой российской тяжелой транспортной авиации. В нашем главном аэродинамическом мозговом центре реализуется комплексный научнотехнический проект по изучению возможности создания сверхтяжелого грузового самолета под рабочим названием «Слон». Этот четырехмоторный гигант сможет в штатном режиме брать на борт до 150 т груза и перевозить его на расстояние до 7000 км, что лишь на 400 км меньше, чем дистанция от Калининграда до Владивостока и практически равно расстоянию от Москвы до Шанхая. Работы ведутся по контракту с Минпромторгом России.

«После постепенного выбытия из эксплуатации Ан-124 «Руслан», – говорит младший научный сотрудник отделения аэродинамики самолетов и ракет ФГУП «ЦАГИ» Александр Крутов, – образуется ниша, которую может заполнить новый самолет, построенный на основе перспективных технологий, и это позволит значительно улучшить эксплуатационные параметры машины. При этом мы считаем, что основным заказчиком нового самолета должны стать гражданские грузовые компании, и проектируем «Слон» исходя из этого. Также не исключается двойное назначение: военные смогут перевозить на самолете свои грузы, однако создавать специальную сверхтяжелую машину исключительно для нужд ВТА нерационально. Причина в том, что военным таких самолетов много не требуется: в настоящее время ВКС эксплуатирует всего около дюжины «Русланов». Реализовывать сложный дорогостоящий проект в расчете на мелкую серию – это крайне расточительно. С другой стороны, работающие в гражданской сфере «Слоны» всегда смогут исполнять роль мобилизационного резерва

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Судьба телескопа Судьба телескопа

Зонд Hubble проработал на орбите 30 славных лет – но что ждет его дальше?

Популярная механика
Пять типов отделки автомобильных интерьеров — от худшего к лучшему Пять типов отделки автомобильных интерьеров — от худшего к лучшему

Все еще без ума от кожи?

Maxim
На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота На грани слышимости: нейтринные коммуникации для подводного флота

Современные субмарины становятся неслышимы и невидимы для радаров

Популярная механика
Нарушения сна: симптомы, причины, лечение Нарушения сна: симптомы, причины, лечение

Какие бывают нарушения сна, как их распознать и как с ними бороться

Cosmopolitan
...Бегом под парусом ...Бегом под парусом

Кубок «Америки» – 2021 и гонка бегущих яхт

Популярная механика
Молодильные ягоды: Как сделать маску из клубники Молодильные ягоды: Как сделать маску из клубники

Второй месяц лета — время клубники

Seasons of life
Человек, который придумывает будущее Человек, который придумывает будущее

Компания с российскими корнями разрабатывает уникальные технологии для авто

Популярная механика
«Сколько фильмов на эти темы нужно снять: 20, 15 или 10? Если честно, я бы не хотел отвечать на этот вопрос» «Сколько фильмов на эти темы нужно снять: 20, 15 или 10? Если честно, я бы не хотел отвечать на этот вопрос»

Иван И. Твердовский о своем фильме, посвященном трагедии «Норд-Оста»

Weekend
Алгоритмические войны Алгоритмические войны

Как битвы будущего видят по ту сторону океана

Популярная механика
Сухость в интимной зоне у женщин: что делать и как решить проблему Сухость в интимной зоне у женщин: что делать и как решить проблему

Что делать при сухости в интимной зоне?

Cosmopolitan
Техпарад Техпарад

Новости мира науки и техники

Популярная механика
Как западная пропаганда изображала СССР и русских в мультфильмах Как западная пропаганда изображала СССР и русских в мультфильмах

Как изображали СССР и Россию в заграничных мультфильмах

Maxim
Шпионские штучки Шпионские штучки

Самые запоминающиеся гаджеты Джеймса Бонда

Популярная механика
Новая роскошь Новая роскошь

Современный респектабельный интерьер с предметами мебели от люксовых брендов

SALON-Interior
Техпарад Техпарад

Новости мира науки и техники

Популярная механика
Порошок, уходи Порошок, уходи

Почему молочные смеси для вскармливания детей бойкотируют уже полвека

N+1
Солнце над столицей Солнце над столицей

73-метровое колесо обозрения, возведенное к 850-летию Москвы, долго не простояло

Популярная механика
Чем чревата поддержка Лукашенко и есть ли шанс от нее «отвертеться» Чем чревата поддержка Лукашенко и есть ли шанс от нее «отвертеться»

Политический кризис Беларуси стал для России главным событием августа 2020 года

СНОБ
Зимовье людей Зимовье людей

Как живут российские деревни и поселки, отрезанные от большой земли

Популярная механика
Дом на краю света Дом на краю света

Кто в России зарабатывает на глэмпингах и как преуспеть в этом бизнесе

Inc.
Щит от гиперзвука Щит от гиперзвука

Они быстро настигнут врага в любой точке мира

Популярная механика
Хроническую боль связали с работой ядерного транспортного белка Хроническую боль связали с работой ядерного транспортного белка

Над природой нейропатической боли врачи и ученые бьются уже долгое время

N+1
Кубик Осипова Кубик Осипова

Самая ожидаемая и самая крутая головоломка десятилетия

Популярная механика
«Жигули» на водороде: как российский автопром может завоевать мир «Жигули» на водороде: как российский автопром может завоевать мир

У России есть шанс побороться за рынки и стать заметным экспортером технологий

Forbes
Новая «Арктика» Новая «Арктика»

Атомоходы ЛК-60Я заменят ледоколы прошлых поколений

Популярная механика
Правила жизни Эдварда Нортона Правила жизни Эдварда Нортона

Эдвард Нортон: «Моя карьера началась с театра»

Esquire
Знай наших Знай наших

Уникальные достижения отечественных ученых

Популярная механика
Боновые заграждения проекта The Ocean Cleanup оказались неэффективны против пластика в океане Боновые заграждения проекта The Ocean Cleanup оказались неэффективны против пластика в океане

Такие устройства смогут извлечь не более 5% пластика с поверхности океана

N+1
Выстрел через континент Выстрел через континент

Испытательный полигон «Кура»: записки очевидца

Популярная механика
Моделирование указало на две звезды в прошлом Солнечной системы Моделирование указало на две звезды в прошлом Солнечной системы

Солнце в прошлом могло находиться в двойной системе со звездой той же массы

N+1
Открыть в приложении