Битва не за урожай
После сюжета с уничтожением урожая уникальной многолетней пшеницы начались академические маневры по поиску виноватых. Пока больше похоже на стриптиз
Три недели назад (см. «Огонек» № 35 от 7 сентября 2020 года) журнал в деталях описал печальную историю, случившуюся на опытных участках в подмосковных Снегирях, принадлежащих РАН: здесь был выкошен созревший, но так и не собранный урожай уникальной многолетней пшеницы — трититригии. Его скосили и измельчили дорожной техникой, не оставив семян, хотя этот сорт, выведенный в результате без малого 90‑летнего эксперимента, начатого академиком Николаем Цициным, получил патент и был внесен в Государственный реестр селекционных достижений в 2020 году. Такой пшеницы на мировом рынке еще ни у кого нет, и загубленный урожай должен был обеспечить следующий шаг — вывод нового сорта из категории опытных разработок в широкое пользование, распространение семян по регионам. Но, увы…
Причина на первый взгляд тривиальна: земля под посевами переходит девелоперам («Огонек» и сумму называл), и, чтобы «лот» имел товарный вид, делянку выкашивают под ноль, не дожидаясь 10 дней до созревания урожая. В результате многолетняя пшеница, способная выдерживать любую засуху, давать качественное зерно и зеленую массу, не требующая ежегодного посева, не вышла на производственные испытания в агрохолдингах и фермерских хозяйствах, не пошла на размножение с целью экспорта. Теперь это возможно лишь через два-три года. И, само собой разумеется, уже на других площадях, о предоставлении которых, к слову, пока никому ничего не известно.
«Огонек» задавался вопросом: кто несет ответственность за очевидный ущерб, нанесенный интересам страны, какие ин‑ станции имеют к этому отношение? Вопрос, правда, риторический, все адреса, в принципе, давно известны: в «деле» поучаствовали Министерство науки и образования, Минэкономразвития, Минсельхоз (их подписи под документом об отчуждении земель под застройку), а главный герой — Российская академия наук, которой, собственно, и принадлежали опытные гектары в Снегирях. И если остальные «подельники» пока торжественно отмалчиваются (ну подписали и подписали — взятки гладки), РАН после обнародований подробностей случившейся на подмосковных полях некрасивой «семенной истории» перешла в активную оборону.
Не отвечая «Огоньку» официально, РАН начала информационную атаку на других площадках. Первым выступил академик РАН Юрий Балега (именно его фамилия значится в акте правительственной комиссии об отчуждении земель), собравший прессконференцию. Подробный отчет о ней представил ТАСС, имеет смысл его процитировать.
«МОСКВА, 8 сентября /ТАСС/. Участки земли в подмосковных Снегирях, которые Российская академия наук (РАН) согласовала передать АО “ДОМ. РФ”, не принадлежали Главному Ботаническому саду РАН. Об этом во вторник в ходе пресс-конференции сообщил вице-президент РАН Юрий Балега.
В понедельник, 7 сентября, журнал “Огонек” (входит в издательский дом “Коммерсантъ”) сообщил, что Балега подписал решение о передаче участков в подмосковном поселке Снегири, которые использовались для научных целей, в том числе для выведения новых со‑ ртов пшеницы, АО “ДОМ. РФ” “для совершения юридических и иных действий, в том числе сделок”. По оценке издания, стоимость земли только в Снегирях превышает 3,3 млн долларов, и 30 процентов от этой суммы будет перечислено РАН.
“Главный Ботанический сад РАН никаких прав на данные участки не имел, даже не было договора об использовании земельных участков. <...> РАН заинтересована, чтобы Ботанический сад, наш самый большой ботсад в Европе, чтобы те вопросы выращивания уникальных сортов многолетней пшеницы — трититригии, которые могут быть перспективными для нашего земледелия,— все это развивалось. Но это надо делать разумно и в договорной форме”,— сказал Балега.