«Мафия меняется вместе с обществом: в пандемию она к нам все ближе»
О том, как оргпреступность освоила пандемию, какую пользу научилась извлекать из наших страхов и изоляции, а также о том, есть ли шанс с этим бороться, «Огоньку» рассказал прокурор области Калабрия Никола Граттери
В Италии все знают: если где и не стоит болеть, так это в Калабрии. Посему если случается не дай бог что-то серьезное, жители этой области (на карте это самый носок итальянского сапога) стараются попасть в больницы центральных и северных областей.
Плачевное положение местного здравоохранения объясняется как невысоким уровнем жизни, так и всепроникающим присутствием мафиозной группировки Ндрангета. Не помогает и то, что вот уже десять лет медицина здесь управляется присланным из Рима спецкомиссаром, в отличие от прочих регионов, где она под эгидой региональных властей.
Неспроста уже в первую волну пандемии в Италии всерьез опасались, что если из северных областей, где зараза поначалу свирепствовала, она перенесется на юг, то от нее уже не отбиться: как писали в соцсетях, «всему конец». Но тогда — во многом благодаря жесткому, установленному по всей стране локдауну — отбились. Или же пронесло. Однако и вторую волну Калабрия встретила абсолютно неподготовленной.
Один штрих: 18 больниц, закрытых 10 лет назад в ходе кампании по оптимизации расходов на медицину, до сих пор на замке. Почему? Как выяснилось в ходе популярной телепрограммы, комиссар по здравоохранению Саверио Коттичелли, теперь уже бывший, был не в курсе, что в его обязанности входило составление плана по борьбе с распространением в области коронавируса, о чем сам и поведал в камеру на голубом глазу. Обстоятельства и мотивы его неосведомленности расследует теперь прокуратура Катандзаро (областной центр Калабрии), глава которой, прокурор Никола Граттери недавно выпустил нашумевшую книжку «Нелегальный кислород» о действиях Ндрангеты в период коронавируса.
Есть ли шанс разобраться в такой ситуации без людей в погонах? Теперь этого не узнать: у нескольких штатских, коим была предложена расстрельная должность спецкомиссара, причины для самоотвода нашлись тут же (один даже сослался на жену, которая не хочет менять Рим на Катандзаро), а времени на дальнейшие поиски не было. Зато суперполицейский Гвидо Лонго, всю жизнь сражавшийся с мафией (он был и префектом полиции, и следователем по делам оргпреступности), принял предложение не раздумывая.
Прокурор Никола Граттери весьма доволен, что на пост комиссара назначен коллега и единомышленник. Он рассчитывает на его плечо в борьбе с калабрийской мафией, опередившей по размаху операций и степени угрозы обществу ближайших конкурентов — неаполитанскую Каморру и сицилийскую Коза ностру. При этом обоим понятно: принятое прокурором к расследованию громкое «медицинское дело» — лишь часть многоуровневой борьбы с калабрийским спрутом.
Как бы то ни было, 3 декабря в бункере римской тюрьмы «Ребиббия» прошло предварительное слушание в рамках процесса над 450 ндрангетистами, арестованными год назад в ходе совместной операции подразделения по борьбе с оргпреступностью (RAS) и прокуратуры Катандзаро. Кроме боссов мафиозных кланов на скамье подсудимых — адвокаты, политики, сотрудники местных администраций, экс-депутат. По масштабу грядущий процесс уже сравнивают с легендарным макси-процессом 1986–1987 годов, подготовленным следователями Джованни Фальконе и Паоло Борселлино: тот процесс, напомню, обезглавил сицилийскую Коза ностру, но стоил жизни обоим организаторам, а также сотням людей, погибших в ходе затянувшейся на десять лет войны государства с мафией.
Впрочем, теперь времена другие. И рисковать мало кто готов не только из-за мафии, но и из-за коронавируса. Во всяком случае начало процесса перенесли на январь по причине несоответствия бункера римской тюрьмы антиковидным санитарным нормам.
Говорят, из-за слишком большого скопления людей в бункере его запретил не только чрезвычайный комиссар по ковиду (есть в Италии и такая должность) Доменико Аркури; в условиях повышенной ковид-опасности отказались работать адвокаты и технический персонал. В перспективах «медицинского дела», а также в хитросплетениях Ндрангеты и ковида, демонстрирующих схожие способности к бессимптомному распространению в обществе, «Огонек» попытался разобраться в ходе видеоконференции с прокурором Катандзаро Николой Граттери.
— Мафия и ковид — тема модная, но насколько она обоснована? Как глубоко, на ваш взгляд, Ндрангета внедрена в систему здравоохранения Калабрии?