Летающая Ира
О трудностях перевода на понятный язык домашних заданий
Половина двенадцатого вечера. Мой телефон, уже с отключенным звуком, мигает экраном. Родительский WhatsApp бодрствует и активно что-то обсуждает. На сей раз предметом для споров стали тесты. Обычные тесты, которые дети пишут чуть ли не каждый день,— отмечают галочки в нужных квадратиках. Оказалось, что теперь некоторые важные тесты считают так же, как в старшей школе,— оценка удваивается. Что, естественно, сильно влияет на среднее арифметическое, из которого выводится общая оценка в триместре. Вот все и запаниковали, и кинулись, так сказать, подавать апелляции на оценки.
Предметом главного спора стало банальное задание. Русский язык, 3-й класс. Вопрос: «Сколько существительных в стихотворении? Белка щелкает орешки на дубу без всякой спешки. Чистит десять штук за час, будет на зиму запас». Варианты ответов: 5, 6, 8, 10. Правильный ответ — пять. Родители, естественно, возмутились, почему не восемь? Ведь восемь же существительных! И в Google — тоже ответ восемь, а Google врать не будет. Мне стало интересно, поскольку половина детей ответили именно «пять». Как и моя дочь.
— Почему ты ответила «пять»? — спросила я.
— Потому что существительные обозначают предмет и отвечают на вопрос «кто?», «что?», — спокойно ответила дочь.
Да, все правильно. Косвенные падежи они еще не проходили. И не посчитали существительными спешку (без чего, как?), штук (сколько?) и час (за сколько?). Но страсти разгорались. Время шло к полуночи. Я задала вопрос Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), и фейсбучное сообщество тоже всколыхнулось. Если бы я знала, что существительные в стишке спровоцируют столько комментариев! Больше, чем котики и милые детские лица.