Лайк имущие
Инфлюенсеры, авторитетные блогеры, влияют на поведение миллионов своих подписчиков: не только на потребительское, но и на политическое. Этих людей-брендов становится все больше, и власть их зачастую сильнее традиционных медиа — во всем мире. Но в России, как всегда, своя свадьба.
Новость «В Омске загорелась детская площадка. Пожар тушила женщина, пока мужчины снимали происходящее на видео» кто-то снабдил комментарием: «Это были инфлюенсеры» и получил множество лайков. Инфлюенсеры (от английского influence — влияние) — это блогеры с большим количеством подписчиков, которые обладают уникальной силой воздействия на свою целевую аудиторию. Они теперь герои, которые определяют современный мир. И хотя некоторые имена инфлюенсеров мало знакомы совершеннолетним гражданам, за ними следят миллионы. Их видео не просто смотрят, их фотографии не просто лайкают — к ним прислушиваются, за ними повторяют. Об этой их суперспособности знают и бренды, которые вовсю сотрудничают с этими популярными ребятами — согласно исследованию Influencer Marketing Hub, объем мирового рынка инфлюенсер-маркетинга в 2020 году должен вырасти до 10 млрд долларов,— знают об этом и власти...
«Я в шоке на самом деле»
Словосочетание «пятая власть» — Fifth Estate или Fifth Power — в США все чаще используют в отношении блогосферы. Американские лидеры мнений, даже бьюти-инфлюенсеры, обязательно пишут на своих страничках и о движении за права чернокожих, и о выборах, и о социальных проблемах, и о том, как правильно мыть руки. Они используют свою популярность, чтобы хоть изредка призывать подписчиков к чему-то, что им кажется важным, и воистину являются той самой пятой властью. Не у всех это получается хорошо — в соцсетях летом высмеивали инстаграмщиц, которые делали фотосессии на фоне протестов, стояли в красивых платьях на митингах и позировали так и эдак с плакатами «Black Lives Matter». «Я сделала несколько снимков, так как я инфлюенсер и модель,— оправдывалась потом одна из таких красавиц, Крис Шатцель.— Я хотела распространить информацию о движении наилучшим из известных мне способов». Девушки привыкли все и всегда продвигать с помощью собственных фото и зачастую не видят разницы между поддержкой протестов и рекламой крема для век.
И все же, несмотря на поверхностность некоторых американских блогеров-миллионщиков, в целом они стараются вникать в информационную повестку. Хотя бы пытаются казаться серьезными. Самые крупные звезды нашей блогосферы даже на этом фоне дурака валяют.
Конечно, отношение блогера и его аудитории уникально. Вряд ли можно найти две одинаковые модели поведения. Каждый инфлюенсер неповторим, как и его подписчики. Но у российских — особенная стать. Дерзкий ребенок, скорее всего из неблагополучной семьи, едва получивший среднее образование, ошалевший от свалившихся на него славы и денег, транслирующий своим фанатам приколы,— вот типичный портрет нынешнего российского инфлюенсера, популярного у молодежи. Таким зачастую ничего не нужно, кроме хайпа. Вот зачем 20-летний Михаил Литвин недавно сжег свой «мерседес» стоимостью 18 млн рублей? Да, у машины была неполадка, которую официальный дилер особо не рвался устранять, зато с проблемой быстро разобрались в частном сервисном центре. Но Миша все равно психанул, вывез отремонтированный автомобиль в чистое поле и поджег, не забыв включить несколько камер и запустив коптер в небо, чтобы все его 11 млн подписчиков все увидели в деталях и поставили лайки... Даже турецкая телекомпания Milliyet этот горящий «мерседес» показала, сделав вывод: «Блогерство в России является одним из самых выигрышных явлений».
Деньги и славу наши блогеры действительно научились стяжать. И лучше всего это удается совсем юным, ведь, согласно недавнему опросу ВЦИОМа, именно среди молодежи наиболее высока доля читающих блоги и просматривающих видеозаписи блогеров (63 процента). Инфлюенсеры — настоящие главари в своей виртуальной тусовке ровесников. Среди взрослых россиян значительно меньше тех, кто в принципе готов тратить столько времени на просмотр блогов. Да и идут они за своими вожаками уже с куда меньшей охотой. Поэтому и век русскоязычного инфлюенсера, как рекордсмена в большом спорте, недолог. Как правило, они теряют аудиторию, начиная взрослеть. Кто помнит, где сейчас видеоблогер Рома Желудь, кумир девочек-подростков 2010-х? Или кому интересна уже 35-летняя «барби» Валерия Лукьянова? Их поклонники повзрослели и занялись своими делами, карьерой, завели семьи или легли в реабилитационные клиники — кто куда.