Корешки истории
В этом году линейка рекомендованных для школ учебников истории должна обновиться. Но больших изменений от нее никто не ждет, потому что ясно: попытка унифицировать взгляд на нашу историю уже потерпела крах. Как так вышло, разбирался «Огонек»
«У меня детям до школы еще далеко. Но я уже об этом думаю,— пишет Алексей Завьялов в сообществе неравнодушных родителей ”В контакте“.— Понял, что самая крепкая школа была в сталинский период. Есть ли какие методички для учителей тех времен или поурочные планы? Хоть что-нибудь?»
На вопрос Алексея тут же следуют скрупулезные ссылки: вот методичка для 1-го класса по арифметике, а вот и для 9-го класса по истории. Оксана Гуда из Ростова-на-Дону (в профиле указано место работы: школа) поясняет, что можно не только самим готовить детей по «сталинским пособиям», но и добиться такого обучения в масштабах отдельной школы (или класса), причем ссылается на свой положительный опыт: «Просто нужно единое мнение родителей, согласие учителя и администрации школы».
В помощь страждущим «Родительское всероссийское сопротивление» (дочерняя структура «Сути времени» Кургиняна) уже инициировало проект по переизданию «лучших советских учебников и пособий». Пока готова линейка только для 1-го и частично 2-го классов, но планы ведут инициаторов, конечно, к старшей школе и к месту ее самых жарких методических баталий — урокам истории. Чтобы застолбить там поляну, «сопротивляющиеся родители» уже издают стенгазету «Шаги истории» (уверяют, что проектом охвачено 12 тысяч образовательных учреждений), где излагают свою концепцию развития страны, а также рекомендуют методички и пособия для учителей современных авторов, «не очерняющие наше прошлое».
Спустя шесть лет после разгоревшихся дискуссий о пользе и вреде «единого учебника истории» оказалось, что погоды он не делает: даже имея рекомендованные учебники, школьникам можно преподавать оригинальные версии истории — все зависит от пристрастий учителя и выбранного им методического курса. А вот за пристрастиями и методиками, как выяснил «Огонек», пригляда пока не придумано.
Неожиданный эффект
Создание единой линейки учебников истории (процесс был запущен в 2013 году) напоминало возведение дамбы: требовалось как-то оградить школьников от половодья интерпретаций прошлого, доставшегося России в наследство от ХХ века, и выделить тот поток информации, который не повредит детям. Сложность воплощения задумки открывалась инициаторам постепенно, внося коррективы в, казалось бы, простой план.
— Разработка концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории должна была зафиксировать консенсус между профессиональными историками, учителями и госвластью,— поясняет Галина Зверева, завкафедрой истории и теории культуры РГГУ.— В 2016 году контуры согласия стали проступать: во-первых, договорились, что можно сформировать общее представление об основных этапах развития российского государства и — внимание! — «соотнести наиболее распространенные точки зрения» на основные события нашей истории. И во-вторых, договорились, что можно избежать взаимоисключающих трактовок исторических событий. Чтобы написать на этих основаниях учебник, требовалось много мастерства — авторы должны были разом все «соотнести» и исключить противоречия. Что получилось? Что-то вроде телефонного справочника — пустое пространство текста с перечислением имен, дат и «точек зрения». Я говорю это не в укор авторам: такова концепция. Но довольно скоро стало ясно, что никакого представления об историческом знании современные учебники не дают. Пришлось думать, как учить детей. И тут в дело вступили методические пособия…
В 2016 году глава тогдашнего Минобрнауки Ольга Васильева пояснила, что в одобренных учебниках (три линейки от издательств «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово») «сложные вопросы российской истории вынесены как бы вне», поэтому к последним «будут написаны специальные методические пособия». Перечень этих вопросов рождался по мере возникновения «консенсуса» — сначала их было 31, потом осталось 20. А вот перечень методичек уже грозит перевалить за три десятка: помимо официальной рабочей группы историков к разработке своих пособий вскоре подключились другие заинтересованные лица.
— В ближайшее время появятся в интернете и будут изданы большим тиражом брошюры-методички по каждому из 20 «трудных вопросов отечественной истории», подготовленные нашей командой,— рассказывает Александр Чубарьян, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, глава рабочей группы по разработке новой линейки учебников.— Но, конечно, учитель может использовать и другие методички, которые кажутся ему интересными: рекомендовать ему что-то определенное мы можем, но проследить за соблюдением рекомендации — нет. Более того, замечу, новые стандарты преподавания истории в школе привели к тому, что роль учебника в образовательном процессе серьезно снизилась, а вот роль учителя — повысилась: от его оценок очень многое зависит.