Двухсторонний треугольник
Разразившаяся в Поднебесной «уханьская пневмония», вызванная коронавирусом 2019-nCoV, начисто отвлекла внимание широкой публики от подписанного Вашингтоном и Пекином соглашения по начальному этапу торговой сделки между первой и второй экономиками мира. А ведь именно этот сюжет, а вовсе не вирусные страхи имеет действительно глобальные последствия.
Президент США Дональд Трамп с присущим ему вербальным пафосом уже назвал соглашение «одним из величайших в истории». На церемонии подписания документа присутствовал весь финансово-экономический блок американского правительства, включая министров финансов, торговли, сельского хозяйства и транспорта. Кроме того, в Восточной комнате Белого дома находились дочь президента США и его советник Иванка Трамп и ее супруг Джаред Кушнер. Церемонию посетили представители США и Китая на торговых переговорах, члены Конгресса США, а также патриарх американской дипломатии Генри Киссинджер и миллиардер Шелдон Аделсон (ключевой спонсор республиканцев), представители некоторых крупнейших американских компаний, включая Boeing, MasterCard, Visa, ConocoPhillips. Вся королевская рать!
Напомню, что Китай согласился увеличить закупки американской продукции на 76,7 млрд долларов в течение первого года и на 123,3 млрд в течение второго года действия соглашения. Речь идет не только о сельскохозяйственной продукции, но и о целой группе других американских товаров. Ну, чтобы не быть голословным, для любителей подробностей приведу некоторые данные, которые огласил представитель США на торговых переговорах Роберт Лайтхайзер. Соглашение, сказал он, включает подробные положения, касающиеся защиты патентов и борьбы с контрафактной продукцией. Договоренности запрещают присвоение коммерческой тайны. Пекину запрещено «применять меры стимулирования», побуждающие американские компании передавать ему технологии. В первый год Китай закупит американскую сельскохозяйственную продукцию на 12,5 млрд долларов, а во второй — на 19,5 млрд долларов. Приобретение американских услуг должно возрасти на 12,8 млрд долларов за первый год и на 25,1 млрд долларов за второй. Пекин также будет закупать больше американских энергоресурсов: на 18,5 млрд долларов в первом году и на 33,9 млрд долларов во втором. Американские компании Visa, MasterCard и American Express получают доступ к платежному рынку Китая.
С другой стороны, что касается уже введенных американских тарифов на китайские экспортные товары, Лайтхайзер сказал, что их снижение будет возможно только по итогам второй фазы сделки. Соглашение вступает в силу через месяц после подписания. Глава Национального экономического совета Белого дома Лоуренс Кадлоу уточнил, что США сохранят пошлины на ряд товаров из Китая, чтобы убедиться в том, что Пекин будет придерживаться обязательств, обозначенных в первой фазе торгового соглашения между странами!
Соглашение, которое скрепили своими подписями президент США и вице-премьер Госсовета КНР Лю Хэ (председатель КНР Си Цзиньпин в Вашингтон не прилетел), вызвало большие вопросы у международных наблюдателей. Многие тут же сделали вывод, что проигравшей стороной, ясный перец, оказался Китай, который «прогнулся» под «заморских чертей», как называли в Срединном государстве в прежние времена американцев. Иные пошли дальше, озаботившись вопросом: а не означает ли столь быстрая (ну, относительно быстрая, все же переговоры продолжались 22 недели) сдача позиций китайцами одновременно и их переход в стан победителя? Бывало ведь и такое…
Но стоит немного покопаться в этой истории, и обнажаются более тонкие дефиниции, заставляя аналитиков чесать в затылке: кто же, на самом деле, победил и кто проиграл? А может быть, лучше говорить, не кто, а что оказалось в мейнстриме, какой тренд возобладал в мировых делах?
И как в итоге новая ситуация отзовется на интересах еще одной столицы великого геополитического треугольника Вашингтон — Пекин — Москва? Треугольник — такая фигура, в которой любые изменения соотношений между двумя углами непременно сказываются и на третьем.
С точки зрения Вашингтона
Казалось бы, победа американского президента несомненна. Пацан сказал — пацан сделал. По этой пацанской логике, обещал Трамп обуздать амбиции Пекина — и обещание выполнил. Цифра 500 млрд долларов китайского профицита в торговле с США (ну пусть немного, в полтора-два раза, завышенная), которую он рефреном повторял в предвыборных выступлениях, гвоздем засела в головах американских избирателей, особенно тех, что попроще. И вот, пожалуйста, вам на блюдечке с голубой каемочкой. Ну, может быть, еще не полтриллиона, но ведь это только первая фаза сделки, дожмем китайцев, как бы они ни упирались и как бы ни скрежетали зубами продажные, без сомнения, демократы. Народ хлопает до посинения, особенно фермеры и нефтяники.