Цифра зовет
Прошедший недавно международный форум «Открытые инновации» обсуждал поражающие воображение перспективы дивного нового цифрового мира. То, что это не только фантазии футурологов, подтверждает новый тренд: в стране бум на курсы программирования для детей. Родители, вдохновленные карьерами юных и успешных компьютерных гениев во всем мире, видят в программировании новый социальный лифт. Куда он вывезет, выяснял «Огонек»
Кто называет программирование новой грамотой, кто — грамотой XXI века, в любом случае апологеты цифрового мира настаивают: без базовых навыков в программировании перспективы на рынке труда выглядят туманными. Действующая система образования, увы, не справляется с вызовами времени. Отсюда и нехватка айтишников в стране. И, ко всему прочему, взятый государством курс на цифровизацию.
Спрос рождает предложение, и вот сначала в Москве и Санкт-Петербурге несколько лет назад появились первые курсы программирования — специально для детей. Сегодня детские школы программирования размножились от Калининграда до Владивостока.
Мыслить по-новому
Лидер по обучению детей программированию — США. За ними следуют страны Западной Европы. Россия догоняет.
Началось все более полувека назад. Во второй половине 1960-х годов специалисты Массачусетского технологического института разработали ЛОГО — первый в мире язык программирования, предназначенный для обучения детей. В 1970‑х он активно внедрялся в американских школах. Тогда была популярна идея, что, дескать, программирование способствует развитию у детей важнейших когнитивных навыков (включая умение планировать и организовывать свою деятельность), а также математических способностей и абстрактного мышления. Исследования, правда, показали, что влияние программирования на развитие умственных способностей детей — незначительно. Но эксперимент продолжился, и, опираясь уже на более обширные данные, ученые выявили некоторые положительные эффекты.
Установлено, что благодаря занятиям программированием дети начинают проявлять интерес к изучению математики, у них увеличивается словарный запас, развивается творческое мышление. Вопреки распространенному мнению, что программисты замкнуты и необщительны, серия исследований показала: обучение программированию способствует социальному и эмоциональному развитию детей. Дети, обучающиеся программированию, тесно общались со сверстниками, активно участвовали в групповых мероприятиях и делились с ровесниками полученными знаниями.
К популярной теме подключились и наши исследователи. Так, российские специалисты из НИИ системных исследований РАН (НИИСИ), изучавшие процесс обучения программированию 6-летних детей, выяснили: для положительного эффекта одних упражнений на компьютере мало, нужны также задания на бумаге и занятия в группе.
«Понятие грамотности сегодня расширилось,— отмечает завотделом учебной информатики НИИСИ РАН, разработчик обучающих систем программирования КуМир и ПиктоМир Анатолий Кушниренко.— Различают компьютерную грамотность, причем сюда относится не только умение нажимать на нужные кнопки, но представление о программном обеспечении, понимание, как работает компьютер, как оптимально использовать компьютер при решении конкретных задач. И есть более широкое понятие — алгоритмическая грамотность».
Она подразумевает, что достижение какого-либо результата требует составления плана — программы будущей деятельности (отсюда, кстати, и слово «программирование»). Эта культура, по словам Кушниренко, должна формироваться с детства. И, например, опрометчиво взятый кредит — свидетельство как раз несформированности в человеке такой культуры.
Возраст для старта
Оптимальным возрастом, чтобы начать учиться программированию, считают 8–9 лет, когда ребенок уже умеет читать и писать. Еще лучше, если он хотя бы на базовом уровне владеет английским языком, все же именно английский — рабочий язык в среде программистов. При всем этом школы программирования для детей находят способы снизить возрастную планку.
— Мы начинаем обучение с 3 лет,— говорит основатель международной Школы программирования для детей Coddy Оксана Селендеева.— Сначала программы у нас были рассчитаны на детей от 6 лет. Но, побывав в школе программирования в Испании, мы увидели, как дошкольники успешно учатся кодить. И тогда мы тоже разработали курс для самых маленьких. Дети программируют на планшете, потому что он понятен и интуитивен.
Чему именно обучают? Малыши создают простейшие игры и мультфильмы. Существуют специальные обучающие программы для дошкольников: Tynker, ПиктоМир, Box Island, с помощью которых родители и самостоятельно могут заниматься с ребенком. Учить программированию ребят младшего школьного возраста можно на Scratch — это система, созданная для обучения детей опять же в Массачусетском технологическом институте в 2000-е годы: она есть в открытом доступе в интернете и переведена более чем на 70 языков, включая русский.
Детей в возрасте 7–8 лет учат составлять программы в игровой среде Minecraft, делать 3D-игры и анимацию в Scratch. Ребят чуть постарше обучают созданию игр и приложений на Android, flash-игр на полупрофессиональном игровом движке. Программисты 10–11 лет создают свои первые браузерные игры на языке JavaScript. Ребята в возрасте 12–14 лет продолжают осваивать язык Java, разрабатывают игры и приложения под Android, а также создают сайты.
Исходный код
Больше половины российских родителей, согласно опросам, отдают своих детей в различные кружки — от макраме до фехтования. Так, и программирование формально не новинка. Школьные кружки, в которые учителя информатики собирают увлеченных учеников, — давняя практика. Действуют похожие кружки для школьников и при крупных вузах (МГУ, МГТУ им. Баумана), но они больше ориентированы на старшеклассников, будущих абитуриентов. Проекты по обучению школьников программированию ведут крупные отечественные и зарубежные ИТ-корпорации — и это мировая опыт. А вот как новая коммерческая образовательная ниша курсы программирования для детей стали появляться в России около 3–4 лет назад.
— Первоначально это были локальные инициативы на волонтерских началах: например, папа-программист проводил занятия для своего ребенка, детей друзей,— рассказывает основатель и CEO сети школ программирования и цифрового творчества «Кодабра» Дарья Абрамова.— Коммерческие проекты стали возникать позже и активнее всего в последнюю пару лет. Обучение проходит по разным направлениям: создание компьютерных игр, мобильных приложений, сайтов, 3D-моделирование...
Учатся на таких курсах в основном мальчики. Девочки отдают предпочтение веб-дизайну и созданию видеороликов.
— Цели обучения могут быть разными: начиная от знакомства с программированием «для общего развития» заканчивая получением навыков для будущей профессии. Поэтому курсы по программированию можно условно разделить на две группы,— объясняет основатель курсов программирования для школьников «Цифра» Михаил Дошевский.
Первая группа — это «игры в программирование»: дети там не программируют так, как программируют профессиональные программисты, не пишут код, не используют профессиональные инструменты. Занятия на таких курсах напоминают игру, обычно нужно перемещать мышкой блоки на экране и составлять из них последовательность для управления игровыми персонажами. Такие курсы предназначены для детей от 5 до 10– 11 лет. При правильном подходе такие курсы могут развивать логическое мышление и понимание основ алгоритмов.