Полный багрец
Осень в пушкинском Болдино по-настоящему золотая: в это время года здесь зарабатывают деньги, на которые потом живут весь год
Еще недели две и все это закончится,— Сергей Урюпкин, владелец небольшой закусочной в центре села Большое Болдино, кивает на припаркованные туристические автобусы.— Сейчас у нас пробки на въезде, машин полно, толпы людей, я мясо не успеваю подвозить! А когда листопад закончится, здесь будет тихо-тихо, собака тявкнет да бабка какая-нибудь мимо пройдет — вот и весь трафик. В кафе лишь поминки заказывать будут. Мы ж тут основные деньги только осенью на приезжих и зарабатываем, потом лапу сосем до следующего сентября.
Директор музея-заповедника «Болдино» Нина Жиркова тоже признает: «Сезон у нас длится два месяца, с середины сентября до середины ноября — каждый день до 2,5 тысячи посетителей. И как мы ни стараемся распределить этот поток на другие времена года, ничего не получается. Ах, какая у нас зима, как весной яблони и вишни цветут! Но никому это не надо...» Фестивали, конференции, экскурсии, даже выездные свадьбы — проводить их все хотят только, когда в Болдино «очей очарованье».
«А потому что именно болдинская осень подарила русской литературе лучшие произведения Пушкина,— горячо объясняет москвичка Елена Лапшина, которая привезла в село мужа Сергея и внука Артема.— Нас же этому с детства учат: болдинская осень, болдинская осень... Бренд! Поэтому, конечно, мы хотим увидеть эти места сейчас, а не в декабре или там в мае. Да, сейчас сюда трудно попасть — в выходные мест в гостинице нет, поэтому пришлось школу прогулять, чтобы приехать в будни. Но это того стоит! Мы специально к этой поездке выучили стихотворение, которое Александр Сергеевич написал здесь ровно 185 лет назад. Артём!..» И Артём начинает:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
Кто-то из экскурсантов, глядя вдаль, на великолепие болдинских пейзажей, восхищенно подтверждает: «Да-а... Полный багрец!»
С вилами и топорами
В этих местах Пушкин провел три осени: в 1830, 1833 и 1834 годах. Здесь он завершил работу над «Евгением Онегиным», циклами «Повести Белкина» и «Маленькие трагедии». Здесь написал почти все свои сказки, множество стихотворений, «Медного всадника», «Пиковую даму». «В этом самом доме?» — постоянно уточняют экскурсанты. И их уверяют: в этом, самом настоящем.
После революции все деревенские пушкинские места, усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское, были разграблены и сожжены «благодарным народом», поэтому там не осталось ничего подлинного, мемориального. В Болдино тоже нашлись те, кто призывал господский дом сжечь, парк вырубить, а землю разделить на огороды — во всех соседних селах, по всей России, именно так тогда и поступали. Но писарь болдинской волостной конторы убедил земляков, что надо сохранить усадьбу как память о великом поэте: «Дети, внуки нам нашей темноты не простят». У писаря нашлись единомышленники, в 1918 году они организовали сход и постановили: «Мы, нижеподписавшиеся крестьяне села Б. Болдино… имеем полное желание эту усадьбу… соблюсти, сохранить... И на месте сим желательно увековечить память великого поэта А.С. Пушкина (нашего помещика), а также равно день Великой нашей русской революции, по обсуждении чего единогласно постановили данную усадьбу, на ней постройки, сад и при ней полевую землю взять на предохранительный учет. На подлинном приговоре участвовало 45 домохозяев неграмотных, 29 грамотных, расписавшихся за себя и за неграмотных».