“Я” бывают разные
Оно может служить укрытием или защитой, воплощать недостижимый идеал или проявлять нашу истинную суть. Попробуем распознать особенности своего «Я».
Мы можем быть веселыми на публике и молчаливыми дома, вежливыми с начальством и жесткими в отношениях с коллегами, придирчивыми в магазине и предупредительными с партнером... Большую часть времени эти грани нашего «Я» прекрасно уживаются, так что порой лишь от окружающих мы узнаем о том, сколько у нас разных масок. «Я тебя не узнаю», – вырывается у кого-то, и эта фраза вдруг показывает туманность нашего образа. «Я» – это место стыковки с окружающим миром, оно помогает адаптироваться к людям и обстоятельствам», – уточняет психотерапевт Людмила Трубицына. Но как приспосабливаться, не теряя себя? Лишь прислушиваясь к своим эмоциям, мы можем распознать себя настоящего. Если мы чувствуем себя неуверенно, шатко, когда что-то делаем или говорим, значит, мы изменяем себе. А тот, кто в полной мере является собой, спокоен, ясно мыслит, чувствует себя уверенно и защищенно.
При всей нашей многогранности можно выделить четыре основных типа «Я», считает психотерапевт Кристоф Андре (Christophe André). Вглядитесь: в одном из них вы, возможно, узнаете себя.
Подавляемое «Я»
«Студентами мы как-то играли с приятелями в игру: каждый должен был говорить только правду, – рассказывает 34-летний Валерий. – Один из них сказал, что я страшный лицемер и никогда не бываю искренним. Его слова меня потрясли, ведь я-то считал себя честным, открытым человеком».
Подавляемое «Я» – самый распространенный тип, считает Кристоф Андре, укрытие для тех, кто избегает конфликтных ситуаций. «Такие люди никогда не чувствуют себя в безопасности, – соглашается психоаналитический психотерапевт Валентина Шипилова. – Они настолько боятся своих чувств (в том числе агрессивных), что подавляют внутренний голос, когда он уже готов произнести «нет». Так бывает с теми, кто вырос в семье, где родители не понимают потребностей ребенка, ориентируются больше на себя. Боясь потерять их любовь, он вынужден улыбаться, когда хочется плакать, заниматься музыкой вместо футбола, выбирать друзей, одежду или увлечения, которые одобряют родители». Когда человек с такой историей даже еще не проявляет характер, а только хочет выразить несогласие, к нему возвращается детский страх: родители накажут (гаишник оштрафует за непокорность, а продавец в магазине обязательно нагрубит). И он отказывается от собственных желаний, чувств и устремлений.