Человек «Горячей точки»
У писателя, драматурга и публициста Генриха Боровика, Начинавшего в 1950-х годах свою профессиональную карьеру специальным корреспондентом журнала «Огонек», на этой неделе юбилей: ему 90!
Мне нравится эта история, и при соответствующем контексте я иногда рассказываю ее на лекциях, в частности, когда речь заходит об авторском стиле в советской политической журналистике. В 1966 году Генрих Боровик приехал работать в Нью-Йорк и обнаружил, что на казенной пишущей машинке, принадлежавшей корпункту Агентства печати «Новости», не функционирует клавиша с восклицательным знаком. Он интерпретировал дефект как сигнал себе: писать он будет об Америке «без восклицательных знаков» в прямом и переносном смысле. В середине 1960-х, да и не только тогда, отказаться от зубодробительного пафоса, не загонять гвоздь под самую шляпку, не поддаваться общепринятому и незамысловатому черно-белому взгляду, в общем, не плыть по течению — для этого требовались талант и определенная независимость…
К моменту собкорства в Штатах за плечами у Генриха Боровика были Бирма, Индонезия, Вьетнам, Китай, Куба и выработанный им особый очерковый стиль, который и сделал журналисту имя. Деталь с восклицательным знаком на клавиатуре — одна из множества, собранных им в дневниках за годы многолетней репортерской работы и командировок по всему миру — масса развернутых наблюдений, пересказ диалогов, случайно услышанных реплик. Дневники он продолжает дисциплинированно вести и по сей день, убежденно полагая, что это не просто заметки «на полях», а записи ради сохранения дыхания истории.