Про изоляцию, похороны собаки, деспотичных режиссеров и увлечение триллерами

GQЗнаменитости

Юрий Быков: «У меня было стойкое ощущение, что я рою могилу себе как художнику»

В кинотеатрах и на «КиноПоиск HD» уже можно посмотреть новую картину Юрия Быкова «Сторож». Мы встретились с режиссером и исполнителем одной из главных ролей и обсудили изоляцию, похороны собаки, деспотичных режиссеров и увлечение триллерами.

Софья Бронтвейн

В «Стороже» вы и сценарист, и актер, и режиссер. Какая работа вам по душе больше?

На этот вопрос ответить можно однозначно и просто: по природе я артист, поэтому легче всего мне работать артистом. По профессии я режиссер, но режиссуру я уже давно перестал рассматривать как некое ремесло в чистом виде, в отрыве от желания и возможности высказать те мысли, которые меня волнуют. И сценарий для меня – это возможность сказать то, что я хочу. Если выставлять по иерархии, то сначала актер, потом сценарист, потом режиссер, как ни странно.

В режиссуре больше всего и подводных камней, и напряжения, особенно на площадке.

А кто при таком раскладе решает, достаточно хорошо вы сыграли или нет?

Решаю, конечно, я, больше никто. Но это не значит, что я решаю правильно или неправильно, это значит, что я беру на себя ответственность. Любой режиссер, который снимается в своих фильмах, должен быть готов к тому, что его взгляд будет не объективен. В конце концов, то, что я вижу на экране чаще меня не раздражает. А получится в конечном счете что-то или нет, решит время. И скорее всего, мои ощущения правильного редко не совпадают с тем, что потом оказывается объективно удачным или неудачным. Другое дело, что у меня есть свои предпочтения, и вот они как раз иногда расходятся с тем, что нравится широкой публике или публике, наоборот, узко интеллектуальной.

9564a4
Кадр со съемок фильма

Я вообще не думаю, что в жизни есть какие-то чудеса с точки зрения оценки. В принципе, жестоко и с омерзением можно критиковать только то, что объективно плохо, или то, что тебя объективно раздражает, но это иногда бывают очень разные вещи. Тебя может раздражать великое, бесить глубокое, интересное, а вот ненавидеть или, вернее, относиться с пренебрежением, с ощущением гадости, наверное можно к тому, что и остальным кажется примерно таким же. Хотя бывают разные случаи в жизни.

Расскажите, что это за пансионат. Где вы снимали?

Это крупнейший, в центральной России оздоровительный пансионат, санаторий с огромным количеством возможных лечебных процедур. Это даже не столько санаторий, сколько большая лечебная загородная база в экологически уникальном месте: это берег реки Старицы, приток вообще Оки, в районе города Солотча. В общем крупнейшая здравница, но все эти эпитеты – они в прошлом, потому что в 2016 году по причине того, что персоналу, да и руководству в общем-то стало абсолютно понятно, что там уже нечего ловить с точки зрения зарплаты и продолжения деятельности, оттуда просто встали и ушли. Конечно, это было не в один день, но когда мы приехали в этот санаторий, там было все оставлено, прошу прощения, как в Припяти: кружки, недоеденные бутерброды, инструменты, дорогущие приспособления для лечения от зубов до УЗИ-аппаратов – у меня было ощущение краха. Мы даже в какой-то момент думали оставить это все в кадре, но думаю, что тогда нас бы обвинили в том, что мы педалируем уже на культурно-социальную тематику, а мне хотелось сделать фильм объективно экзистенциальный.

Поэтому в кадре все уже вычищено, чтобы создать ощущение морга, ухоженного, даже эстетского, но все таки не захолустья, а именно какой-то гробницы.

Но то, что я увидел – пример того, насколько может печально сложиться история одного из крупнейших объектов на территории Рязанской области, сейчас надеюсь там что-то восстановят, и все будет в порядке, ну или или крайней мере, найдут применение этому санаторию.

9565a7
Кадр со съемок фильма

Насколько тяжелой для вас была сцена с захоронением собаки? Пусть она и ненастоящая, все равно сложно смотреть.

Было тяжело, было очень страшно. Не из-за условий работы, хотя они были, ну скажем так, не комфортные, все-таки это зима, холод, плюс еще ветродуи и искусственный снег, но дело не в этом. Дело в том, что, когда я рыл могилу, я очень сильно сомневался, что вообще занимаюсь чем-то адекватным, у меня почему-то было стойкое ощущение, что я, во-первых, рою могилу себе как художнику, потому что может получиться слишком пафосно и нелепо. И поскольку я паникер и мнительный человек, у меня было ощущение, что я действительно рою могилу не собаке, а себе, но все обошлось, это всего-лишь были мои мои мнительные страхи, не более того.

Скажите, а машину вы застраховали? В российском кино как-то совсем не любят бить иностранные тачки. В «Герое» с Петровым такие старые автомобили наснимали, что больно смотреть.

Слушайте, я не могу комментировать фильм «Герой» с Петровым, но думаю, что просто в рамках экономии бюджета это вполне возможно. Или в рамках задумки сюжета. Как бы нам этого не хотелось, но у российского кино нет внешних рынков, а значит больших масштабов для монетизации, поэтому продюсеры всегда думают, чем удивлять. Не с той точки зрения подхода Голливуда, когда чем дороже снимешь, тем дороже окупишь. Российские продюсеры привыкли сильно экономить, слава богу, они научились делать это в правильном направлении, там где это действительно нужно делать.

9567b4
Кадр со съемок фильма

Я могу сказать, что у нас ничего не били, это отраженный луч, абсолютный прием кинематографический. Во-первых, понимая, что мы можем угробить дорогую машину, мы просто нарисовали ворота, которые мы сбили, оказалось, что это дешевле. Аллилуйя!

Опыт смотрения фильмов Дэвида Финчера научил меня тому, что очень многое можно нарисовать.

Причем не то, что является аттракционом, а пейзажная графика, графика, скажем так, мелко аттракционная. В «Стороже» много графики со снегом, отрезанным пальцем и так далее. Я научился у Дэвида Финчера тому, что в кадре очень многое можно поправить чисто визуально, поэтому на площадке, тем более в тяжелых производственных условиях, лучше заниматься артистами и драматургией, а светом и камерой пусть занимается оператор. Естественно ты с ним в контакте, но если что-то не получается, как бы это смешно и цинично не звучало, на посте (то есть на пост-продакшене) очень многое можно поправить. Поэтому ворота мы не сбивали, тачку мы не угробили, а ее врезание в дерево всего лишь сделано звуком за кадром. И я думаю, что это правильно со всех точек зрения, потому что малобюджетная авторская картина не должна быть проявлением аттракциона, она должна быть проявлением умелости и ума тех, кто создает эту картину. И находчивости.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Сериалы, основанные на реальных преступлениях Сериалы, основанные на реальных преступлениях

Подборка сериалов о реальных преступлениях

GQ
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
Целибат Ленни Кравица и диета Алека Болдуина: от каких вещей отказываются звезды Целибат Ленни Кравица и диета Алека Болдуина: от каких вещей отказываются звезды

Почему звезды решают исключить из жизни сахар, макияж и другие вещи

Forbes
Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний

Работают ли патчи от прыщей или это просто маркетинг?

ТехИнсайдер
Эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект

Новое представление о том, что значит быть «умным»

kiozk originals
Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать

Как действовать, если вода в значимых количествах попала в бензобак?

РБК
Грибы Грибы

Полны белка и клетчатки: чем полезны грибы и как их готовить?

Здоровье
Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей

Как ИИ становится цифровым воспитателем

Inc.
Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света» Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света»

«Он, как волшебник, прилетал ненадолго со съемок, а внизу его уже ждала машина»

Коллекция. Караван историй
В этот раз я не родился курьером В этот раз я не родился курьером

Ведь доставлять можно не только продукты... можно нести что-то большее

Правила жизни
Кто даст мне сто долларов? Кто даст мне сто долларов?

Аукционные дома Sotheby’s и Christie’s: инструкция по применению

Weekend
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
Потепление океана оказалось угрозой для бактериального фотосинтеза Потепление океана оказалось угрозой для бактериального фотосинтеза

Вода теплее 28 градусов приведет к коллапсу популяций цианобактерий

N+1
Сталь ждет восстановления Сталь ждет восстановления

Что способствует росту производства стали в России

Ведомости
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Курьерист Курьерист

Уже давно никто никому не звонит. Мне, например, звонит только мама

Правила жизни
Вместо дефолта — неукротимая инфляция Вместо дефолта — неукротимая инфляция

Мир продолжает жить в кредит, но менять никто ничего не планирует, да и не может

Монокль
Уплотнение экономического пространства Уплотнение экономического пространства

Почему нужно ускорять транспортное сообщение с Сибирью и Дальним Востоком

Деньги
Игра в классику Игра в классику

Стася Толстая — о причастности к фамилии и самом «семейном счастье»

OK!
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
Образование в Российской империи было доступнее, чем кажется Образование в Российской империи было доступнее, чем кажется

Каким было образование в Российской империи начала XX века?

Знание – сила
Сделаем в лучшем виде Сделаем в лучшем виде

Работает ли революционная идея типажей Кибби-Ларсон?

VOICE
Экономика свечного заводика: как построить с нуля бренд ароматов для дома Экономика свечного заводика: как построить с нуля бренд ароматов для дома

Как скромное начинание выросло в полноценное производство?

Inc.
Свежий взгляд Свежий взгляд

Основательница компании Trinity Yachts Анна Гончарук о том, как начался ее путь

Y Magazine
Танец не маленьких журавлей Танец не маленьких журавлей

Как подобраться к крайне осторожным серым журавлям поближе?

Наука и жизнь
Пробегая над гнездом кукушки Пробегая над гнездом кукушки

Психологическая сторона любительского спорта

Men Today
Архитектура выжидания: когда квартиры в новостройках станут доступнее Архитектура выжидания: когда квартиры в новостройках станут доступнее

Когда приобретение жилья в новостройке вновь станет доступным?

Inc.
Держим Марка Держим Марка

Марк Эйдельштейн – об умении видеть красоту и проверке себя на черствость

VOICE
Сергей Довлатов: зумер среди классиков Сергей Довлатов: зумер среди классиков

О роли Сергея Довлатова в литературе и причинах его современности

Правила жизни
Распиши под хохлому Распиши под хохлому

Русский стиль в современном интерьере: посконно, органично, удобно

Лиза
Открыть в приложении