Про изоляцию, похороны собаки, деспотичных режиссеров и увлечение триллерами

GQЗнаменитости

Юрий Быков: «У меня было стойкое ощущение, что я рою могилу себе как художнику»

В кинотеатрах и на «КиноПоиск HD» уже можно посмотреть новую картину Юрия Быкова «Сторож». Мы встретились с режиссером и исполнителем одной из главных ролей и обсудили изоляцию, похороны собаки, деспотичных режиссеров и увлечение триллерами.

Софья Бронтвейн

В «Стороже» вы и сценарист, и актер, и режиссер. Какая работа вам по душе больше?

На этот вопрос ответить можно однозначно и просто: по природе я артист, поэтому легче всего мне работать артистом. По профессии я режиссер, но режиссуру я уже давно перестал рассматривать как некое ремесло в чистом виде, в отрыве от желания и возможности высказать те мысли, которые меня волнуют. И сценарий для меня – это возможность сказать то, что я хочу. Если выставлять по иерархии, то сначала актер, потом сценарист, потом режиссер, как ни странно.

В режиссуре больше всего и подводных камней, и напряжения, особенно на площадке.

А кто при таком раскладе решает, достаточно хорошо вы сыграли или нет?

Решаю, конечно, я, больше никто. Но это не значит, что я решаю правильно или неправильно, это значит, что я беру на себя ответственность. Любой режиссер, который снимается в своих фильмах, должен быть готов к тому, что его взгляд будет не объективен. В конце концов, то, что я вижу на экране чаще меня не раздражает. А получится в конечном счете что-то или нет, решит время. И скорее всего, мои ощущения правильного редко не совпадают с тем, что потом оказывается объективно удачным или неудачным. Другое дело, что у меня есть свои предпочтения, и вот они как раз иногда расходятся с тем, что нравится широкой публике или публике, наоборот, узко интеллектуальной.

9564a4
Кадр со съемок фильма

Я вообще не думаю, что в жизни есть какие-то чудеса с точки зрения оценки. В принципе, жестоко и с омерзением можно критиковать только то, что объективно плохо, или то, что тебя объективно раздражает, но это иногда бывают очень разные вещи. Тебя может раздражать великое, бесить глубокое, интересное, а вот ненавидеть или, вернее, относиться с пренебрежением, с ощущением гадости, наверное можно к тому, что и остальным кажется примерно таким же. Хотя бывают разные случаи в жизни.

Расскажите, что это за пансионат. Где вы снимали?

Это крупнейший, в центральной России оздоровительный пансионат, санаторий с огромным количеством возможных лечебных процедур. Это даже не столько санаторий, сколько большая лечебная загородная база в экологически уникальном месте: это берег реки Старицы, приток вообще Оки, в районе города Солотча. В общем крупнейшая здравница, но все эти эпитеты – они в прошлом, потому что в 2016 году по причине того, что персоналу, да и руководству в общем-то стало абсолютно понятно, что там уже нечего ловить с точки зрения зарплаты и продолжения деятельности, оттуда просто встали и ушли. Конечно, это было не в один день, но когда мы приехали в этот санаторий, там было все оставлено, прошу прощения, как в Припяти: кружки, недоеденные бутерброды, инструменты, дорогущие приспособления для лечения от зубов до УЗИ-аппаратов – у меня было ощущение краха. Мы даже в какой-то момент думали оставить это все в кадре, но думаю, что тогда нас бы обвинили в том, что мы педалируем уже на культурно-социальную тематику, а мне хотелось сделать фильм объективно экзистенциальный.

Поэтому в кадре все уже вычищено, чтобы создать ощущение морга, ухоженного, даже эстетского, но все таки не захолустья, а именно какой-то гробницы.

Но то, что я увидел – пример того, насколько может печально сложиться история одного из крупнейших объектов на территории Рязанской области, сейчас надеюсь там что-то восстановят, и все будет в порядке, ну или или крайней мере, найдут применение этому санаторию.

9565a7
Кадр со съемок фильма

Насколько тяжелой для вас была сцена с захоронением собаки? Пусть она и ненастоящая, все равно сложно смотреть.

Было тяжело, было очень страшно. Не из-за условий работы, хотя они были, ну скажем так, не комфортные, все-таки это зима, холод, плюс еще ветродуи и искусственный снег, но дело не в этом. Дело в том, что, когда я рыл могилу, я очень сильно сомневался, что вообще занимаюсь чем-то адекватным, у меня почему-то было стойкое ощущение, что я, во-первых, рою могилу себе как художнику, потому что может получиться слишком пафосно и нелепо. И поскольку я паникер и мнительный человек, у меня было ощущение, что я действительно рою могилу не собаке, а себе, но все обошлось, это всего-лишь были мои мои мнительные страхи, не более того.

Скажите, а машину вы застраховали? В российском кино как-то совсем не любят бить иностранные тачки. В «Герое» с Петровым такие старые автомобили наснимали, что больно смотреть.

Слушайте, я не могу комментировать фильм «Герой» с Петровым, но думаю, что просто в рамках экономии бюджета это вполне возможно. Или в рамках задумки сюжета. Как бы нам этого не хотелось, но у российского кино нет внешних рынков, а значит больших масштабов для монетизации, поэтому продюсеры всегда думают, чем удивлять. Не с той точки зрения подхода Голливуда, когда чем дороже снимешь, тем дороже окупишь. Российские продюсеры привыкли сильно экономить, слава богу, они научились делать это в правильном направлении, там где это действительно нужно делать.

9567b4
Кадр со съемок фильма

Я могу сказать, что у нас ничего не били, это отраженный луч, абсолютный прием кинематографический. Во-первых, понимая, что мы можем угробить дорогую машину, мы просто нарисовали ворота, которые мы сбили, оказалось, что это дешевле. Аллилуйя!

Опыт смотрения фильмов Дэвида Финчера научил меня тому, что очень многое можно нарисовать.

Причем не то, что является аттракционом, а пейзажная графика, графика, скажем так, мелко аттракционная. В «Стороже» много графики со снегом, отрезанным пальцем и так далее. Я научился у Дэвида Финчера тому, что в кадре очень многое можно поправить чисто визуально, поэтому на площадке, тем более в тяжелых производственных условиях, лучше заниматься артистами и драматургией, а светом и камерой пусть занимается оператор. Естественно ты с ним в контакте, но если что-то не получается, как бы это смешно и цинично не звучало, на посте (то есть на пост-продакшене) очень многое можно поправить. Поэтому ворота мы не сбивали, тачку мы не угробили, а ее врезание в дерево всего лишь сделано звуком за кадром. И я думаю, что это правильно со всех точек зрения, потому что малобюджетная авторская картина не должна быть проявлением аттракциона, она должна быть проявлением умелости и ума тех, кто создает эту картину. И находчивости.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

6 фильмов с Маколеем Калкиным, кроме «Один дома» 6 фильмов с Маколеем Калкиным, кроме «Один дома»

Подборка лучших ролей Маколея Калкина

GQ
Электрический триммер: какой выбрать для дома и дачи? Электрический триммер: какой выбрать для дома и дачи?

Какой электрический триммер лучше купить для дачи: рейтинг лучших моделей

CHIP
Секреты похудения Волковой, Александровой, Ковальчук и других звезд сериалов Секреты похудения Волковой, Александровой, Ковальчук и других звезд сериалов

Российские актрисы демонстрируют стройные и подтянутые фигуры в кадре

Cosmopolitan
Ты стал другим Ты стал другим

У современных мужчин катастрофически падает уровень тестостерона

Tatler
Трагедия в Перми: 21 сентября объявлено днем траура Трагедия в Перми: 21 сентября объявлено днем траура

Кем, предположительно, оказался стрелок в Перми, и каким был его мотив?

Psychologies
Кадр Кадр

Лучшие кадры месяца

Naked Science
Не олимпиада и не экзамен Не олимпиада и не экзамен

В Казани прошел финал конкурса «Цифровой прорыв»

Эксперт
Мировой рецепт с российским корнем Мировой рецепт с российским корнем

Не бояться ошибок, трудностей, мыслить глобально и идти впереди рынка

Эксперт
Почему бумажная упаковка губит планету не меньше пластиковой: исследование Greenpeace Почему бумажная упаковка губит планету не меньше пластиковой: исследование Greenpeace

Почему переход с пластика на бумагу не спасет планету, а наоборот

Esquire
Сила зеркальных нейронов: как мы меняем свою осанку, глядя на других Сила зеркальных нейронов: как мы меняем свою осанку, глядя на других

Зеркальные нейроны нашего мозга позволяют нам копировать движения

Psychologies
Как выглядит коллекция Giambattista Valli x H&M Как выглядит коллекция Giambattista Valli x H&M

За какими вещами авторства Джамбаттисты Валли мы будем охотиться в ноябре

Vogue
Сцены из деревенской жизни Сцены из деревенской жизни

Умбрия — это новая Тоскана. Только здесь дешевле, вкуснее и гораздо человечнее

Tatler
Как ни в чем не бывало Как ни в чем не бывало

Стоит ли мириться и давать отношениям второй шанс?

Лиза
Союзников — на аукцион. Что на самом деле происходит в отношениях США и Турции Союзников — на аукцион. Что на самом деле происходит в отношениях США и Турции

Трамп продает курдов Турции

СНОБ
Дмитрий Захарченко наследил в «прачечной» Дмитрий Захарченко наследил в «прачечной»

Следствие связало дело бывшего полковника МВД с отмыванием денег

РБК
Брэд Питт умер, Леди Гага – гермафродит: самые нелепые слухи о звездах Брэд Питт умер, Леди Гага – гермафродит: самые нелепые слухи о звездах

В погоне за сенсациями журналисты выдумывают различные небылицы о знаменитостях

Cosmopolitan
Триумф батарейки: Нобелевская премия за технологию, создавшую рынок на $100 млрд Триумф батарейки: Нобелевская премия за технологию, создавшую рынок на $100 млрд

Нобелевскую премию по химии получили создатели литий-ионных батарей

Forbes
Кожа, которой я смеюсь Кожа, которой я смеюсь

Способен ли постоянный покер-фейс избавить нас от морщин

Glamour
Тест видеорегистратора NAVITEL R400 NV: к ночной съемке готов Тест видеорегистратора NAVITEL R400 NV: к ночной съемке готов

Мы протестировали видеорегистратор NAVITEL R400 NV и готовы рассказать о нем

CHIP
«Прощай, моя куколка»: как Ален Делон пережил смерть возлюбленной Роми Шнайдер «Прощай, моя куколка»: как Ален Делон пережил смерть возлюбленной Роми Шнайдер

Они понимали какими болезненными могут быть поцелуи

Cosmopolitan
Тогда и сейчас: как выглядят герои сериала «Воронины» в первом и 24-м сезоне Тогда и сейчас: как выглядят герои сериала «Воронины» в первом и 24-м сезоне

За всё время существования ситкома многое изменилось во внешности героев

Cosmopolitan
Что украшения расскажут о нас и нашем собеседнике? Что украшения расскажут о нас и нашем собеседнике?

Как с помощью броши или кольца «прочитать» их владельца?

Psychologies
Алексей и Дмитрий Немовы: «Спортсменами быть не хотим» Алексей и Дмитрий Немовы: «Спортсменами быть не хотим»

Сыновья гимнаста рассказали, на что потратили первую зарплату

StarHit
Вагиноз или кандидоз – в чём разница? Вагиноз или кандидоз – в чём разница?

Почему возникают вагинальные инфекции, как лечить и как предотвратить рецидивы

Здоровье
Согреваемся стильно: как выбрать тёплый свитер Согреваемся стильно: как выбрать тёплый свитер

С приближением зимы выбор тёплого свитера особенно важен

Cosmopolitan

Для принятия важных решений в жизни многим нужна группа поддержки

Cosmopolitan
Почему мы избегаем походов к гинекологу: 5 основных причин Почему мы избегаем походов к гинекологу: 5 основных причин

Почему мы избегаем походов к гинекологу — в ущерб собственному здоровью

Psychologies
Ферменты под крышкой Ферменты под крышкой

Домашние квашения, соленья и маринады поддержат иммунитет и сохранят бюджет

Худеем правильно
Анджелина Джоли в платье с обнаженной спиной показала татуировки в Лондоне Анджелина Джоли в платье с обнаженной спиной показала татуировки в Лондоне

Актриса прилетела в Лондон на премьеру фильма «Малефисента: Владычица тьмы»

Cosmopolitan
За двумя зайцами… За двумя зайцами…

Хочешь, чтобы на счете всегда было достаточно средств, а в кошельке – купюр?

Cosmopolitan
Открыть в приложении