Почти разумная плесень: как устроена желтая слизь
Недавнее приобретение Парижского зоопарка привлекло столько внимания, сколько не достается даже редким тиграм и пандам. Желтую слизь с невыговариваемым латинским названием обозначили просто «Капля» – в честь фильма ужасов 1958 года, в котором Землю захватывают желеобразные пришельцы
Устроители сообщили, что она «способна мыслить», «имеет 720 полов» и «является одной из загадок природы». Этого оказалось достаточно: СМИ всего мира принялись обсуждать чуждый и таинственный сгусток жизни - слизевик Physarum polycephalum.
Ни рыба ни мясо
Раньше было проще: считалось, что весь живой мир можно четко разделить на царства вирусов, бактерий, животных и растений. Только во второй половине ХХ века обнаружилось, что одноклеточные лишенные ядра археи похожи на бактерий даже меньше, чем на нас с вами, и что грибы никак нельзя считать «простейшими растениями», лишенными хлоропластов. Но и это оказалось только началом: впоследствии и некоторых представителей грибов пришлось выделить в небольшие, но вполне самостоятельные царства. К сегодняшнему дню некогда простое и наглядное «древо жизни» сильно запуталось, и положение слизевиков на нем остается весьма неопределенным.
Обычно их относят к группе грибоподобных организмов, отдельному типу внутри эукариот, за которым сохранилось традиционно «грибное» название миксомицетов (Mycetozoa). Его причисляют то к одному, то к другому царству живого, обычно сближая с амебами. Эта путаница, впрочем, чувствовалась в слизевиках всегда. Она видна и в необычном звучании их русских названий: «волчье молоко», «муравьиное масло»... Экзотически выглядят и биологические наименования миксомицет – трихия обманчивая, дождевиковый энтеридиум, муцилаго корковый, ломкий леокарпус и т.п.
Впрочем, внутреннее строение и образ жизни этих существ вполне соответствуют их странным именам. Сегодня известно более 900 видов миксомицетов, и все они на одной из стадий своей жизни существуют в виде плазмодия – единой гигантской клетки, наполненной тысячами, а то и миллионами отдельных ядер с разными геномами. У некоторых миксомицетов плазмодий не вырастает больше нескольких миллиметров, у других может достигать десятков сантиметров и даже метров.