Борьба с диктатурой алгоритмов
На этой неделе Европарламенту предстоит судьбоносное голосование. Новые директивы, регламентирующие авторское право на цифровом рынке, грозят до неузнаваемости изменить интернет-пейзаж старого света, и не только его. «Огонек» присмотрелся к проблеме
«Спаси свой интернет!» — с этим боевым кличем на улицы европейских (прежде всего немецких) городов уже более года выходит на многотысячные демонстрации «поколение интернета» — те, кто родился после его появления и не мыслит без него существования. О размахе движения дает представление хотя бы онлайн-петиция в Европарламент с призывом спасти интернет, она собрала за 5 млн подписей.
Но от чего его надо спасать? И причем тут Европарламент?
Перечислить всех врагов трудно. Часто это зависит от взглядов и мотивов протестующих. Для одних — это интернет-концерны Google, Apple, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Amazon, которые обзывают презрительной аббревиатурой GAFA. Для других — владельцы тиражных печатных изданий (концерны Bertelsmann, Springer и пр.). Для третьих — политики со всей Европы, включая Еврокомиссию, Европарламент, Бундестаг, канцлера Меркель и т.д.
Но прежде всего «дети интернета» хотят спасти его от «диктатуры алгоритма» и нового европейского монстра по имени «Директивы Европейского парламента и Европейского совета, касающиеся авторского права на едином цифровом рынке», принятие которых и ожидается на этой неделе.
«Интернет-отечество в опасности!»
Как многие слышали, на днях интернету стукнуло 30 лет. Вспоминая историю становления Всемирной сети, эксперты обращают внимание на то, как менялось восприятие этого уникального инструмента: сначала в нем видели глобальную библиотеку, своего рода хранилище всех знаний человечества; затем — глобальное пространство общения и, наконец, уже в наше дни,— источник глобальных угроз. Пользователей, сидящих в интернете все эти 30 лет, куда больше парадоксов эволюции любимой игрушки тревожит иное: во Всемирной сети остается все меньше уголков, в которые можно заходить бесплатно. Правда, и это своего рода болезнь роста: за 30 лет интернет превратился из малопонятного инструмента в гигантскую отрасль экономики, которая, естественно, пытается жить по законам коммерции. Причем в последние годы монетизация интернета идет все более быстрыми темпами. И все более изощренными методами.
Очередной и крайне абсурдный, как уверяет большинство юристов, экономистов, теоретиков интернета и, конечно, его пользователей, из этих методов пытаются сейчас реализовать в Евросоюзе. Для этого и разрабатываются «Директивы, касающиеся авторского права на едином цифровом рынке».
Немного о предыстории. Идея, лежащая в основе этих евродиректив, родилась в 2016 году у немецкого политика Гюнтера Эттингера, в то время комиссара ЕС по цифровой политике и экономике. Если коротко, он предложил разработать способы выплаты гонораров авторам тех произведений (статей, музыки, аудио-, фото- и видеоматериалов, лекций, а также их отрывков и даже цитат), которые фактически пиратски используются повсюду в интернете. Эттингер объяснял это необходимостью борьбы с американскими концернами, прежде всего с Google. Политика поддержали ассоциации издателей газет и журналов, считающие, что «для обеспечения свободной, независимой журналистики в цифровом мире» необходимо «обновленное авторское право, а также надежные общеевропейские правила, способные противостоять давлению интернет-гигантов».
Если попросту, издатели печатной продукции считают, что интернет-концерны их обкрадывают, давая пользователям интернета бесплатный доступ к статьям с помощью сайтов-агрегаторов, вроде Google News, собирающих по всему миру информационные материалы и комментарии со страниц печатных изданий. Так Матиас Дёпфнер, глава издательского концерна Axel-Springer-Verlag, заработавшего в прошлом году свыше 300 млн евро, не устает жаловаться на концерны «от Google до Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), и от Amazon до Snapchat, захватившие контроль над рынком».
Восстановить справедливость, то есть заставить Google, блогеров, поисковики и прочие интернет-службы платить газетам за размещение их материалов, должна статья 11 тех самых евродиректив. Ее предшественником и фундаментом является закон, принятый в ФРГ в 2013-м и обязывающий поисковые машины и агрегаторы платить издателям за публикацию заголовков их газетных статей и линков, ведущих к этим статьям.
Проблема в том, что решение это бьет и по рядовым пользователям, которые только благодаря этим линкам и могут выйти на сайт изданий и прочитать статью. Многие иллюстрируют свою позицию так: представьте, к примеру, требование, чтобы почтальоны платили получателям писем. Противники инициативы также напоминают, что газеты предоставляют свои статьи и линки Google News бесплатно и добровольно.
Однако и у издателей своя логика: они хотят, чтобы пользователь не бродил по интернету в поисках источника информации, а шел на их сайты (доступ к ним, кстати, все чаще становится платным), а еще лучше подписывался на бумажные версии газет и журналов. Их можно понять — они борются за выживание: та же газета Bild, имевшая в 1979-м тираж около 6 млн в день, сейчас не печатает и полутора миллионов. Понятно, что виноват в этом прежде всего интернет, облегчивший доступ к любой информации, которую просто размещает, а не «производит» (то есть добывает, доставляет, излагает в удобном для понимания виде).