«Зеленые» перспективы
Как и когда в Москве ограничат движение неэкологичных автомобилей?
Cоветом при Президенте Российской Федерации по правам человека высказана инициатива о введении экологических ограничений для движения в Москве транспортных средств класса евро 3 и ниже. Эта новость, мягко говоря, не вызвала энтузиазма у четырех из десяти москвичей, владеющих старыми машинами, не вписывающимися в нормы. Среди автовладельцев из других регионов таких и вовсе оказалось около 60 процентов. За инициативой совершенно отчетливо проглядывают «уши» правительства Москвы. Именно столичный дептранс в свое время протащил в Правила дорожного движения поправки, которыми с 1 июля прошлого года узаконены так называемые «экологические» знаки. Ну а остальное было делом техники: инициативу озвучили борцы за права человека, а правительство Москвы ее лишь поддержало. «По просьбам трудящихся» будут определены зоны экологических ограничений и создана система администрирования правонарушений. Конкретные предложения, как обещают, сформулируют уже весной. Заглядывая в будущее, спрогнозируем, каким образом могут быть реализованы эти проекты и будут ли еще проблемы, за исключением недовольства автомобилистов.
Знаковая история
Итак, как мы уже выяснили, ограничения будут вводится с помощью специальных знаков, которые появятся на границе «зеленых» зон. Запрет может распространяться как на все механические транспортные средства (знак 5.35), так и только на грузовые автомобили (знак 5.36). Но вот незадача, хотя знаки есть в ПДД, применять их нельзя до тех пор, пока требования к ним и правила их применения не включат в соответствующие национальные стандарты ГОСТ Р 52290-2004 и ГОСТ Р 52289-2004. Новая редакция этих документов находится в стадии разработки, хотя дата ее завершения пока не определена.
За въезд в столицу на неэкологичном автомобиле водителя оштрафуют. На сколько именно? Власти определят совсем скоро
Но и новые ГОСТы, сделав знаки полностью легитимными, не решат всех проблем. Согласно Правилам дорожного движения знаки запрещают движение транспортных средств с экологическим классом ниже указанного на них, а также машин, в регистрационных документах которых токсичность выбросов не указана. Напомним, что регистрационный документ у нас только один – это свидетельство о регистрации. Информацию об экологическом классе в него вносят лишь с 2011 года. Несколькими годами раньше эти данные стали проставлять в паспорте транспортного средства, но он к регистрационным документам не относится. А значит, машина может иметь 4 класс, но движение под знак ей будет запрещено из-за отсутствия записи в свидетельстве о регистрации. Возможный выход из ситуации – обратиться в ГИБДД для получения нового регистрационного документа. С другой стороны, очевидно, что вручную проверять запись в свидетельстве о регистрации никто не собирается, и эту работу поручат камерам. Они будут распознавать номер и сопоставлять его с базой данных зарегистрированного транспорта, где содержится информация об экологическом классе. Однако из базы нельзя установить, указан ли он в свидетельстве. Как бы там ни было, правоприменителям придется поломать голову, чтобы выстроить всю логику системы и добиться ее корректной работы. В противном случае их завалят жалобами.
Есть еще один парадокс, хотя и временный. Если для транспортных средств, класс токсичности которых указан в документах, ограничение будет действовать с момента его введения, то для машин, не имеющих такой информации, – только с 1 июля 2021 года. Когда в ПДД вносили поправки, этот срок дали на то, чтобы владельцы либо обновили свой парк, либо обратились в ГИБДД для оформления нового свидетельства о регистрации. Но если они этого не сделают, что может сложиться ситуация, когда относительно свежая машина с третьим классом попадет под запрет, в то время как владелец откровенного автохлама еще два года сможет ездить без опасений быть оштрафованным.
Деньги за воздух
Сколько бы ни обвиняли столичные власти в политике вымогательства денег с автомобилистов, путь к введению дополнительных ограничений в движении при всей своей непопулярности альтернативы не имеет. Это показывает опыт других мировых столиц со схожим с Москвой уровнем автомобилизации. Вряд ли кто-то станет спорить с утверждением, что атмосфера столицы, особенно ее центральной части, сильно загрязнена. На 80-90 процентов она обязана этим автомобильному транспорту. В какой степени поможет запрет, достоверно покажет лишь время, а горожанам, видимо, придется еще туже затянуть пояс. То ли еще будет.
Маловато будет
Законодательно специальных норм, предусматривающих ответственность за нарушение водителями транспортных средств экологических ограничений, не установлено. Поскольку вводиться эти ограничения будут с помощью дорожных знаков, в случае проезда в зону на машине с несоответствующим экологическим классом будет применяться общая норма – часть 1 статьи 12.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которой наказывают именно за нарушение требований знаков и разметки. Ответственность по ней минимальная – предупреждение или штраф 500 рублей. Причем есть возможность «ополовинить» сумму, заплатив в течение 20 дней. По всей видимости, ощутимого профилактического эффекта эти символические санкции иметь не будут. В этой связи можно с уверенностью говорить, что через некоторое время в Госдуму будет внесен законопроект, ужесточающий ответственность за нарушение экологических знаков.
Власти хотят запретить въезд в Москву автомобилям класса евро 3 и ниже
Фото: ShutterStock/Fotodom.ru; DepositPhotos/Fotodom.ru; Виталий Белоусов/ТАСС, Елена Пальм/Интерпресс и Павел Каравашкин/Интерпресс/ТАСС
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl