Жизнь и творчество
Директор Пушкинского музея Марина Лошак о новых канонах красоты, искусстве в Интернете, работе мечты и музее, похожем на Хогвартс.
Cosmopolitan: Как вам удается делать Пушкинский музей более актуальным, сохраняя традиции?
Марина Лошак: Сегодня только связь старого и нового искусства дает это впечатление. Мы стараемся использовать все возможности, которыми располагает музей, и соединяем историю искусства с нынешними рефлексиями, взглядами современного художника на этот мир. Одно без другого не существует. Мы создаем в Пушкинском разные провокации для такого рода комбинаций. Конечно, это пространство риска, ведь люди любят то, к чему привыкли. Но необходимо экспериментировать, потому что любому живому организму (а музей именно такой) нужно менять ритм, демонстрировать разные стороны своей сущности. Наша цель – создать поле для этой энергии взаимодействия.
И в каком же поле современный зритель хочет воспринимать искусство?
На мой взгляд, формат «белого куба» (концепция, согласно которой объекты искусства выставляются в белом пространстве. – Прим. ред.) – наименее благоприятное поле. Хотя современных людей периодически нужно погружать именно в такое «чистое состояние », чтобы они отдохнули от переизбытка информации. Мне же интереснее открывать, изучать искусство в каких-то неожиданных, странных местах. В этом плане Пушкинский музей – идеальное место. Это очень артистичное пространство, таинственное и магическое, как залы Хогвартса в «Гарри Поттере». Но мы постоянно подаем сигналы SOS, сообщая зрителям: «Мы знаем, что на дворе XXI век!» Да, у нас старое здание, а еще модные шрифты и самые стильные сувениры!
Именно поэтому появилось направление «Пушкинский XXI»?
«Пушкинский XXI» – часть музея, продолжение сегодняшнего дня. В течение года одновременно с классическими выставками мы интегрируем в «тело» музея мультимедийные проекты. Это не только выставки, но и образовательные программы, конференции, перформансы, а также создание нового департамента, который занимается только медиавизуальным искусством. На мой взгляд, эта форма максимально актуальна сейчас, потому что ей чужда коммерция, здесь конечный результат не продажа, а самоценность произведения. Именно поэтому мы решили собирать первую в России коллекцию медиаискусства.