Неделя | Эпицентр
Жаркое лето 2016-го
Тысячи погибших оленей, сотни эвакуированных жителей и огромная территория, на которой пылают костры из туш животных, чумов и нарт. Сибирская язва, проснувшаяся на Ямале, вызвала переполох. И град вопросов: по силам ли России противостоять эпидемиям, о которых мир, казалось, уже позабыл?
«С нынешней вспышкой не все так просто и ясно,— сказал ”Огоньку“ главный инфекционный врач ФМБА РФ Владимир Никифоров, только вернувшийся из очага заражения.— Предположительно основной причиной стало жаркое лето: никто не ожидал, что 35 градусов тепла будет там, где обычно бывает 15. Вечная мерзлота подтаяла, и на поверхность, по-видимому, вышли споры сибирской язвы, хранившиеся там с 1941 года, когда на Ямале была масштабная вспышка инфекции. Тогда трупы не хоронили и тем более не сжигали».
Букет инфекций, который преподнесло это жаркое лето, подталкивает к разговору о том, как обеспечить биологическую безопасность страны
Это из того, что вроде бы просто и ясно. Теперь о «неясно» — точнее, о том, какие вопросы ставит перед страной вспышка заразы.
Первое, о чем надо сказать,— масштаб. Чрезвычайность положения признал губернатор Ямало-Ненецкого округа Дмитрий Кобылкин, заявив, что в России до сих пор не было ситуации, схожей по масштабу и сложности с нынешней. «По формулярам, по которым нас, губернаторов, готовят, такая бактериологическая угроза даже не рассматривается»,— признался губернатор. И выразил надежду, что «определенные изменения в законодательстве» будут приняты.
Это принципиальный вопрос. России нужна срочная доработка законов, связанных с биозащитой,— этот посыл звучит уже месяц на разных уровнях. Есть все основания полагать, что нынешняя вспышка — лишь предвестник масштабных эпидемий. «Потенциально опасных природных очагов сибирской язвы много и у нас в стране, и в Европе,— подчеркивает Михаил Лебедев, врач-консультант по лабораторной диагностике Центра молекулярной диагностики Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора.— Источником инфекции может стать любой старый скотомогильник, ”покой“ которого каким-либо образом был нарушен. Так что возникновение вспышек — дело случая». Уже сейчас многие регионы бросились закупать вакцину от сибирской язвы: волнуется Саратовская область (там минимум 17 скотомогильников животных, павших от сибирской язвы), Тюменская (20 захоронений), Волгоградская (десятки опасных точек) и, конечно, Якутия (свыше 200 могильников с той же заразой).
Далее. Огромное количество хозяйств не прививали животных и людей много лет. В частности, на Ямале в последний раз оленей от сибирской язвы вакцинировали в 2007-м. Чиновники мотивируют это тем, что поступила, мол, информация, будто «в мерзлых почвах Ямала споры сибирской язвы не сохраняются». Интересно, откуда? Ведь наукой установлено, что сибирская язва может жить в почве веками.
Борьба с сибирской язвой отодвинула на второй план другие, не менее тревожные события, случившиеся на эпидемиологическом фронте этим летом. Так, на Алтае подняла голову бубонная чума — заболевание выявлено у 10-летнего мальчика. Другое неизлечимое и очень заразное заболевание — ящур — косит скот этим летом в Калмыкии, о чем сообщили местные СМИ. Правда, Роспотребнадзор опровергает разговоры о вспышке, а в Сети заметили, что ящур просто не имеет права возродиться, так как недавно Всемирная организация здравоохранения животных (МЭБ) официально признала Россию страной, свободной от ящура без вакцинации (это предполагает ряд поблажек, связанных с экспортом мясных продуктов).
Как бы то ни было, вопросы по поводу качества ветеринарного контроля в стране множатся, тем более что на Россию обрушилась волна африканской чумы свиней (АЧС). Этот смертельный для свиней вирус мигом передается от животного к животному, вызывая быстрый паралич и смерть. Лечение запрещено, вакцины не существует, способ борьбы с АЧС один — тотальное уничтожение самих животных и всего, с чем они соприкасались. Запрещается и распространение любой (даже растительной) сельхозпродукции с этой территории, что делает болезнь дико затратной. Так, Мальта из-за нее уже потеряла 30 млн долларов, а страны Балтии и Польша изза эпидемии АЧС говорят о потере свиноводства как отрасли. В России зафиксировано 120 очагов: в Курской области уничтожено 17 тысяч свиней, трупы свиней жгут в Брянске, Саратове, Пензе…