Культура | Археология
Иерихон заговорил
Наши археологи провели первые за сто лет российские изыскания в Иерихоне на территории Палестины. О том, что удалось раскопать — в буквальном смысле слова, узнал «Огонек»
Анна Сабова
Клады церковной утвари, средневековая система водоснабжения, редкие многоцветные мозаики и приметы жизни города, возраст которого исчисляют тысячелетиями,— все это открытия русской археологической экспедиции в Музейно-парковом комплексе РФ в Иерихоне. Проведя здесь четыре года — с 2010 по 2013 год, ученые Института археологии РАН, по сути, возобновили первые русские раскопки, начавшиеся на территории Иерихона более века назад.
Русская карта
Песчано-серая, словно пеплом усыпанная пустыня тянется до самого горизонта. Над каменистой, изрезанной трещинами и ущельями землей — подернутое облаками небо. В Иудейской пустыне взгляду путника не за что зацепиться, пока она неожиданно не распахнет перед ним горы, провожая его к зеленой дельте Иордана. Один вид огромного и пестрого оазиса Иерихон наталкивал странников времен Античности и Средневековья на мысли о чем-то чудесном. Путь к нему и сегодня пролегает по тем же безрадостным тропам. Хотя сегодня озеленение пустыни не чудо, а необходимость, да и сам Иерихон, по словам археологов, порядком захирел уже больше шести столетий назад, и все равно — когда после долгого путешествия из песков и скал выступают Мертвое море и зеленый древний город, дух все-таки захватывает.
Русские археологи начали раскопки на Святой земле в конце XIX века. Императорское православное палестинское общество кроме благотворительной и просветительской деятельности вело и археологические исследования. Оно получило участки в Палестине, там ученые работали еще после начала Первой мировой войны. Правда, недолго. Драматичная история ХХ века позволила специалистам опять заняться регулярной работой лишь через сто лет, когда Палестинская автономия вернула России участок, купленный еще в 1886 году иеромонахом Иоасафом (Плехановым) на деньги русской благотворительницы. Там было решено создать музейно-парковый комплекс, его и изучала четыре года экспедиция из Института археологии РАН под руководством Леонида Беляева.
Специалисты знают: на самом деле существует несколько Иерихонов, каждому из которых выпал и свой «золотой век», и свой крах. Есть древнейший Иерихон, стены которого пали при звуке труб Иисуса Навина. О нем теперь напоминает только огромный холм — он до сих пор радует археологов как шедеврами искусства неолита, так и уникальной керамикой. Другой Иерихон, о котором свидетельствуют остатки роскошного дворца,— город царя Ирода и его потомков. В IV–VII веках, во времена позднего Рима и ранней Византии, возник паломнический Иерихон — место евангельских событий превращается в Новую Святую землю, которая по числу стремящихся туда верующих уступала только главной святыне — Гробу Господню в Иерусалиме. Тогда в Иерихон стекались христиане со всего Средиземноморья, чтобы увидеть город, где Иисус провел ночь перед последним вступлением в Иерусалим. Вот этот Иерихон участники экспедиции Института археологии РАН и попытались открыть миру.
— Наш проект первый по-настоящему «византийский»,— объяснил «Огоньку» член-корреспондент РАН Леонид Беляев, возглавлявший экспедицию,— и наши раскопки в Музейно-парковом комплексе РФ в Иерихоне — это все системные и целенаправленные исследования, какими пока может похвастаться византийская археология на этой территории.