Краски автомобильной рекламы до 1917 года

АвтопилотАвто

В цвете давних событий

Краски автомобильной рекламы до 1917 года

Иван Баранцев

Дореволюционная Россия обычно представляется нам каким-то черно-белым миром, поскольку знаем мы о ней благодаря черно-белым фотографиям и такой же кинохронике. О том, какой тогда была жизнь в цвете, мы можем судить разве что по живописи, костюмам и другим разным артефактам той поры, наподобие плакатов и журнальной рекламы. В том числе и автомобильной.

Реклама фабрики «Руссия» из Риги, выпускавшей резиновые шины для велосипедов, мотоциклов, экипажей и автомобилей – все эти транспортные средства видны на рисунке. Под таким названием фабрика существовала с момента основания в 1897 году и до 1910 года, когда стала акционерным обществом «Каучук».

Недавно ученые исследовали восприятие черно-белой и цветной рекламы, конечно же, с целью правильного планирования рекламных кампаний. Оказалось, что при просмотре черно-белой рекламы потребители больше обращают внимание на ключевые, наиболее важные преимущества рекламируемого продукта, а вот цветная реклама заставляет замечать только отдельные детали, причем даже не самые важные. К примеру, посмотрев на черно-белую рекламу автомобиля, потенциальные покупатели запомнят тип кузова и расход топлива, а цветная реклама обратит внимание, например, на форму передней консоли.

Фабрика «Дукс» была одним из первых в России производителей «самодвижущихся экипажей», а эта реклама – одна из первых цветных на автомобильную тематику. Очевидно, в плакате использовался готовый шаблон, поскольку рисунки велосипеда, парового и бензинового автомобилей просто вписаны в заранее предусмотренное пустое пространство. Теоретически такой шаблон позволял рекламировать все что угодно. Примерное время создания – самое начало ХХ века.

Журнал «Автомобилист» начал выходить в Москве в 1908 году. Конечно же, он был черно-белым, не считая того, что обложки печатались на серой бумаге. Но один номер, посвященный Международной автомобильной выставке, сделали с обложкой красного цвета, причем текст с информацией о стенде журнала выполнили синим. На обложке присутствует изображение Московского манежа, где проходила выставка, и реклама автомобильного магазина «Г. Марк и К».

У продавцов автомобилей в дореволюционной России, естественно, были те же задачи, хотя подобных исследований тогда никто не проводил. Да и печатные издания в те времена были почти все сплошь черно-белые, и лишь изредка встречались цветные изображения, преимущественно рисунки.

Товарищество «Братья Нобель» занимало первое место в дореволюционной России по добыче и переработке нефти. К 1916 году по всей стране работало 434 склада, где можно было купить бензин первого или второго сорта, более 70 сортов масла, графитную мазь, солидол, вазелин, парафин и другие продукты, получаемые из нефти. Плакат начала десятых годов ХХ века изображает главных потребителей – автомобиль, аэроплан и моторную лодку, причем автомобиль явно доминирует.

Поэтому наше исследование автомобильной рекламы проходило в обратном порядке. Известно, что сохранилось несколько плакатов, а также подшивки прессы – петербургский журнал «Автомобиль» и московский «Автомобилист», причем уровень полиграфии последнего был намного выше столичного. И это тоже один из признаков времени. Кроме специализированных изданий, реклама автомобилей встречалась в спортивных, авиационных и военно-патриотических журналах.

Реклама резиновой мануфактуры «Проводник» из журнала «Автомобилист» за 1911 год – еще один пример привлечения внимания простым добавлением одного цвета, в данном случае – красного. Из продукции изображена только одна покрышка модели «Колумб» с рисунком-елочкой, хотя под таким названием выпускались также шины с гладким протектором или заклепками. «Елочка» здесь еще тонкая, впоследствии линии станут толще, а сами выступы – больше.

Рассматривая старые плакаты и листая журналы, мы постарались не только найти цветные картинки, но и выявить какие-то характерные приемы и закономерности, присущие рекламе тех лет. Спланировать современную рекламную кампанию на основании этой информации вряд ли получится, но пригодиться может.

Цветной плакат резиновой мануфактуры «Треугольник», кстати главного конкурента «Проводника», рекламирует не только покрышки, но и камеры. Автомобильная резина в те годы была не однообразно-черной, как сейчас, а разноцветной – белой, красной, серой и других цветов. Именно это и отобразил художник, нарисовав красную камеру и серые покрышки. К сожалению, он не оставил своего автографа, как это принято у художников, поэтому кто автор, остается только гадать.
Красный цвет в рекламе Mercedes из журнала «Автомобилист» за 1911 год выделяет только самые главные слова в тексте. Бесклапанные моторы в то время были в моде, поскольку работали бесшумно за счет применения гильзового газораспределения вместо клапанов с пружинами и распределительного вала. Наличие собственного отделения завода тоже считалось преимуществом, поскольку будущий автовладелец покупал «Мерседес» сразу у производителя, а не у посредника.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Проклятье малой серии Проклятье малой серии

Как российскому автопрому нарастить производство?

Монокль
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
«Добрая дочь Витовта» «Добрая дочь Витовта»

Для средневековой истории ребёнок на престоле — практически гарантия смуты

Дилетант
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
Переходим на летнее время Переходим на летнее время

7 актуальных задач, которые легче решить под ярким солнцем

Лиза
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Финкульт-привет Финкульт-привет

Низкая финграмотность — вызов не только для клиентов, но и для банков

Ведомости
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
«Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом «Нет удержу!» Чем улыбнул первый тест-драйв «ушастого Запорожца», проведенный советским журналистом

«Ушастый Запорожец» — тесный, шумный, тихоходный или совсем иной?

ТехИнсайдер
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному Фарш из надежд. Почему искусственное мясо проиграло натуральному

Есть ли будущее у искусственного мяса?

Inc.
Группы, в которых не менялся состав. Никогда Группы, в которых не менялся состав. Никогда

Группы, в которых состав отличается своей стабильностью

Maxim
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Короткая ответственность Короткая ответственность

Почему короткие страховки ОСАГО остаются непопулярными?

Ведомости
Ядерный зонтик Франции никого не спасет Ядерный зонтик Франции никого не спасет

Из каких компонентов складывается французский ядерный потенциал

Монокль
Бизнес на энтузиазме Бизнес на энтузиазме

Перспективы мясного скотоводства в России неоднозначные

Агроинвестор
Наследие императора Наследие императора

Гатчина — для тех, кто хочет увидеть величие императорской России без туристов

Отдых в России
Хитовая история Хитовая история

Факты о песнях, которые в свое время возглавляли всевозможные чарты

ЖАРА Magazine
Правило рецидивиста Правило рецидивиста

Норма, именуемая сегодня «Правилом Миранды», существовала далеко не всегда

Дилетант
«Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным» «Послы Ермака у Красного крыльца перед царём Иоанном Грозным»

Настоящее покорение земель Сибири началось в 1580-х годах

Дилетант
Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности» Новый состав группы SEREBRO: «С Фадеевым мы чувствуем себя в безопасности»

Группа SEREBRO об амбициях и музыкальных экспериментах

ЖАРА Magazine
Попасть в настоящее кино Попасть в настоящее кино

Новый кинопарк «Москино» — центр съемок и место притяжения туристов

Отдых в России
Михаил Бахтин Михаил Бахтин

Зачем Бахтин понадобился Андропову и почему он так известен в Европе и Штатах?

Дилетант
Объединяя народы Объединяя народы

Летний уикенд в Казани — что посмотреть в столице Татарстана?

Отдых в России
Хирургия без шрамов: как появилась лапароскопия Хирургия без шрамов: как появилась лапароскопия

Как и когда хирургия стала щадящей?

ТехИнсайдер
Нефтяная кубышка: за и против Нефтяная кубышка: за и против

Нужен ли России стратегический запас нефти?

Монокль
«Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок «Герофарм» продолжает экспансию на глобальный рынок

Петр Родионов — о том, как вырос один из флагманов импортозамещения

Монокль
Обновленный Volvo S90 сбросил в цене: как шведы пытаются изменить судьбу модели Обновленный Volvo S90 сбросил в цене: как шведы пытаются изменить судьбу модели

Рестайлинговый Volvo S90 похвастался радикально переработанным дизайном

ТехИнсайдер
Открыть в приложении