Краски автомобильной рекламы до 1917 года

АвтопилотАвто

В цвете давних событий

Краски автомобильной рекламы до 1917 года

Иван Баранцев

Дореволюционная Россия обычно представляется нам каким-то черно-белым миром, поскольку знаем мы о ней благодаря черно-белым фотографиям и такой же кинохронике. О том, какой тогда была жизнь в цвете, мы можем судить разве что по живописи, костюмам и другим разным артефактам той поры, наподобие плакатов и журнальной рекламы. В том числе и автомобильной.

Реклама фабрики «Руссия» из Риги, выпускавшей резиновые шины для велосипедов, мотоциклов, экипажей и автомобилей – все эти транспортные средства видны на рисунке. Под таким названием фабрика существовала с момента основания в 1897 году и до 1910 года, когда стала акционерным обществом «Каучук».

Недавно ученые исследовали восприятие черно-белой и цветной рекламы, конечно же, с целью правильного планирования рекламных кампаний. Оказалось, что при просмотре черно-белой рекламы потребители больше обращают внимание на ключевые, наиболее важные преимущества рекламируемого продукта, а вот цветная реклама заставляет замечать только отдельные детали, причем даже не самые важные. К примеру, посмотрев на черно-белую рекламу автомобиля, потенциальные покупатели запомнят тип кузова и расход топлива, а цветная реклама обратит внимание, например, на форму передней консоли.

Фабрика «Дукс» была одним из первых в России производителей «самодвижущихся экипажей», а эта реклама – одна из первых цветных на автомобильную тематику. Очевидно, в плакате использовался готовый шаблон, поскольку рисунки велосипеда, парового и бензинового автомобилей просто вписаны в заранее предусмотренное пустое пространство. Теоретически такой шаблон позволял рекламировать все что угодно. Примерное время создания – самое начало ХХ века.

Журнал «Автомобилист» начал выходить в Москве в 1908 году. Конечно же, он был черно-белым, не считая того, что обложки печатались на серой бумаге. Но один номер, посвященный Международной автомобильной выставке, сделали с обложкой красного цвета, причем текст с информацией о стенде журнала выполнили синим. На обложке присутствует изображение Московского манежа, где проходила выставка, и реклама автомобильного магазина «Г. Марк и К».

У продавцов автомобилей в дореволюционной России, естественно, были те же задачи, хотя подобных исследований тогда никто не проводил. Да и печатные издания в те времена были почти все сплошь черно-белые, и лишь изредка встречались цветные изображения, преимущественно рисунки.

Товарищество «Братья Нобель» занимало первое место в дореволюционной России по добыче и переработке нефти. К 1916 году по всей стране работало 434 склада, где можно было купить бензин первого или второго сорта, более 70 сортов масла, графитную мазь, солидол, вазелин, парафин и другие продукты, получаемые из нефти. Плакат начала десятых годов ХХ века изображает главных потребителей – автомобиль, аэроплан и моторную лодку, причем автомобиль явно доминирует.

Поэтому наше исследование автомобильной рекламы проходило в обратном порядке. Известно, что сохранилось несколько плакатов, а также подшивки прессы – петербургский журнал «Автомобиль» и московский «Автомобилист», причем уровень полиграфии последнего был намного выше столичного. И это тоже один из признаков времени. Кроме специализированных изданий, реклама автомобилей встречалась в спортивных, авиационных и военно-патриотических журналах.

Реклама резиновой мануфактуры «Проводник» из журнала «Автомобилист» за 1911 год – еще один пример привлечения внимания простым добавлением одного цвета, в данном случае – красного. Из продукции изображена только одна покрышка модели «Колумб» с рисунком-елочкой, хотя под таким названием выпускались также шины с гладким протектором или заклепками. «Елочка» здесь еще тонкая, впоследствии линии станут толще, а сами выступы – больше.

Рассматривая старые плакаты и листая журналы, мы постарались не только найти цветные картинки, но и выявить какие-то характерные приемы и закономерности, присущие рекламе тех лет. Спланировать современную рекламную кампанию на основании этой информации вряд ли получится, но пригодиться может.

Цветной плакат резиновой мануфактуры «Треугольник», кстати главного конкурента «Проводника», рекламирует не только покрышки, но и камеры. Автомобильная резина в те годы была не однообразно-черной, как сейчас, а разноцветной – белой, красной, серой и других цветов. Именно это и отобразил художник, нарисовав красную камеру и серые покрышки. К сожалению, он не оставил своего автографа, как это принято у художников, поэтому кто автор, остается только гадать.
Красный цвет в рекламе Mercedes из журнала «Автомобилист» за 1911 год выделяет только самые главные слова в тексте. Бесклапанные моторы в то время были в моде, поскольку работали бесшумно за счет применения гильзового газораспределения вместо клапанов с пружинами и распределительного вала. Наличие собственного отделения завода тоже считалось преимуществом, поскольку будущий автовладелец покупал «Мерседес» сразу у производителя, а не у посредника.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Первая прямая телетрансляция Первая прямая телетрансляция

Днём рождения немецкого телевидения принято считать 22 марта 1935 года

Дилетант
Денис Филиппов: Больших проблем на рынке жилья я бы не прогнозировал Денис Филиппов: Больших проблем на рынке жилья я бы не прогнозировал

Гендиректор фонда Дом.РФ — какие арендные проекты поддерживает государство

Ведомости
Спасет ли Zara торговые центры? Спасет ли Zara торговые центры?

Иностранные арендаторы вряд ли вернут российские торговые центры к процветанию

Монокль
Всё в цвету Всё в цвету

Обсудили с экспертом, как защитить чувствительную кожу в сезон пыльцы

Лиза
От жуткого хоррора до ироничной пародии: как кино переосмысливает классические сказки на новый лад От жуткого хоррора до ироничной пародии: как кино переосмысливает классические сказки на новый лад

Оригинальные проекты, переосмысливающие классические сказки в неожиданном ключе

Правила жизни
Новые методы помогут искать воду в лунных кратерах и глубоко под поверхностью Новые методы помогут искать воду в лунных кратерах и глубоко под поверхностью

Ученые пытаются определить, где и сколько льда находится на Луне

ТехИнсайдер
Юродивый из Лефортова Юродивый из Лефортова

Почему смерть рэпера обсуждала вся страна и что не так с молодежной политикой?

Монокль
Куда приводят мечты инженеров Куда приводят мечты инженеров

Маршрут выходного дня по Калужской области

Weekend
Десять цветов Десять цветов

Самые древние и почитаемые традиционные ремесла – часть культурного кода Мьянмы

Вокруг света
Новое исследование: мат улучшает спортивные результаты Новое исследование: мат улучшает спортивные результаты

Как «матюки» во время физических нагрузок помогают превзойти свои возможности

Maxim
«Я, наверное, вас удивлю…» «Я, наверное, вас удивлю…»

Ирина Безрукова — о возрасте, красоте и женской силе

OK!
Почему женщины выбирают мужчин с криминальным прошлым: объясняет психолог Почему женщины выбирают мужчин с криминальным прошлым: объясняет психолог

По каким причинам девушки выбирают парней с криминальным прошлым?

VOICE
В ритме сердца: что такое HRV и так ли он важен В ритме сердца: что такое HRV и так ли он важен

Разбираем все, что нужно знать о вариабельности сердечного ритма

РБК
День Д: как города США зарабатывают сотни миллионов на церемониях драфта НФЛ День Д: как города США зарабатывают сотни миллионов на церемониях драфта НФЛ

Что такое драфты и почему они вообще существуют?

Forbes
Право на смелость Право на смелость

Певица Люся Чеботина и психолог Анетта Орлова — о любви к себе и сепарации

Psychologies
Эффект рататуя Эффект рататуя

Как вкусы из детства могут формировать наш характер и модель поведения

Grazia
5 полезных устройств для тех, кто затеял ремонт 5 полезных устройств для тех, кто затеял ремонт

Подборка полезной и надежной техники для ремонта

CHIP
Культурный виноград появился на Сардинии больше трех тысяч лет назад Культурный виноград появился на Сардинии больше трех тысяч лет назад

Самый ранний культурный виноград выращивали на Сардинии

N+1
Мама, ты меня не понимаешь! Мама, ты меня не понимаешь!

Как направить дочь по верному пути и при этом сохранить с ней контакт?

Лиза
Развитие вместо красивых отчетов Развитие вместо красивых отчетов

Как Intelligence Top 100: Global NOC & IOC отражает работу нефтегазовых компаний

Эксперт
Территория детства Территория детства

7 особенностей дизайна, которые точно понравятся твоему ребенку

Лиза
Генерируй, или проиграешь: искусственный интеллект задает темп чиновникам и бизнесу Генерируй, или проиграешь: искусственный интеллект задает темп чиновникам и бизнесу

Как искусственный интеллект облегчил жизнь и какие вызовы он поставил

ФедералПресс
Бурялом Бурялом

Перед ним появилась огромная голова зверя с вытянутой мордой и острыми ушами...

Наука и жизнь
От Аттилия до Спартака: 5 знаменитых гладиаторов Древнего Рима От Аттилия до Спартака: 5 знаменитых гладиаторов Древнего Рима

История первых гладиаторских боев корнями уходит еще в III век до нашей эры...

ТехИнсайдер
8 вещей, которые нашатырный спирт сделает идеально чистыми 8 вещей, которые нашатырный спирт сделает идеально чистыми

Аммиак — один из самых мощных и недорогих бытовых очистителей

VOICE
Как понять, хорошо ли работает ваш директор по развитию Как понять, хорошо ли работает ваш директор по развитию

Какие KPI нужно измерять у директора по развитию, чтобы бизнес развивался

Inc.
От Петра I до коней на Манежной площади: главные работы Зураба Церетели От Петра I до коней на Манежной площади: главные работы Зураба Церетели

Ключевые работы Зураба Церетели, без которых сложно представить облик городов

Forbes
Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем» Ирина Мирошниченко: «Я дала понять Андрею Тарковскому, что я замужем»

Актриса Ирина Мирошниченко рассказывает о своей молодости и начале карьеры

Коллекция. Караван историй
Зал ожиданий Зал ожиданий

Для психического здоровья фитнес даже полезнее, чем для физического

VOICE
Не Казань и даже не Сочи: 10 мест в России, куда мечтают поехать в отпуск россияне Не Казань и даже не Сочи: 10 мест в России, куда мечтают поехать в отпуск россияне

Лето не за горами: пора определяться с локацией для нового путешествия

Maxim
Открыть в приложении