Общество | Взгляд
Интерны, последний сезон
Интерны-2017 — последний экзотический вымирающий вид. Чиновники решили, что на врача теперь надо учиться меньше, и упразднили интернатуру
С 2016 года интернатуру упразднил федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан». Выпускники медицинских вузов получили право работать в качестве врачей общей врачебной практики (включая и терапевтов, и педиатров, и амбулаторных стоматологов) в поликлиниках и центральных районных больницах. Теперь они быстрее смогут приступать к выполнению своих прямых обязанностей. Как в военное время — курсы в несколько месяцев и специалист готов. На практике это означает: все студенты-медики, окончившие шесть курсов и получившие диплом по специальности «Педиатрия», «Лечебное дело» и «Стоматология», на три года уходят в поликлиники. В наше многострадальное первичное звено, на самый уязвимый, передний край фронта борьбы за здоровье граждан. В те кабинеты, где решается судьба больного, где требуется множество навыков, знаний и профессионализма. Врач поликлиники обязан быть не только компетентным «стрелочником», распознающим серьезную патологию и направляющим пациента далее к специалисту или в стационар, он должен быть профессионалом-лечебником, чтобы вести больного на участке, добиваясь выздоровления или компенсации хронических заболеваний. Знать профилактику, цели и задачи лечения, уметь вовремя диагностировать угрожающую ситуацию. Студенты из районов и областей, целевики, должны будут отработать те же три года у себя в ЦРБ или поликлинике. Только после этого можно будет поступать в ординатуру и получать специализацию (от нее зависят и сроки обучения — от двух до трех и даже пяти лет).
Считается, что сокращение сроков обучения стало возможно с внедрением с 2011 года нового образовательного стандарта третьего поколения (ФГОС-3). В его основе — так называемый компетентностный подход, то есть усиленная практическая подготовка, обязательное обучение студентов-медиков определенным практическим навыкам. Оптимально — у постели больного, в вузовских клиниках. Я училась в Нижегородской медицинской академии, и для меня в этих задачах — ничего нового. У нас был предмет «Основы общего ухода за больными», «Госпитальная терапия», «Факультетская терапия» (или хирургия), клинические циклы — на базе различных больниц и отделений, с преподавателями кафедр, большинство из которых работало в тех же больницах. Но очень немногие медицинские вузы страны обеспечены такими базами. Как же готовить врачей? И вот ректор Первого МГМУ им. Сеченова Петр Глыбочко рассказывает о новациях в подготовке медиков: «…Во всем мире сейчас делается акцент на развитие симуляционного образования: отработка практических навыков на фантомах,