Актриса Фанни Ардан о страхе перед будущим и страстью к ролям и воспоминаниям

ОгонёкЗнаменитости

«Я кажусь одержимой? Так и есть!»

В этом году гранд-дама французского кино Фанни Ардан отметила свой 71-летний юбилей, а в нынешнем декабре в российский прокат выходит фильм «ДНК» с ее участием. «Огонек» поговорил с актрисой — о выборе между свободой и безопасностью, страхе перед будущим и страстью к ролям и воспоминаниям

Беседовала Татьяна Розенштайн

Фанни Ардан, по ее словам, вся соткана из противоречий. Фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ

В начале этого года Фанни Ардан успела — перед самым началом общемирового локдауна — получить престижную кинопремию «Сезар» в номинации «Лучшая актриса второго плана» за участие в фильме «Прекрасная эпоха» Николя Бедоса. В фильме «ДНК» Ардан также играет роль второго плана, но одну из ключевых. Это семейная драма о женщине, которая вынуждена считаться с мнением разнообразных родственников, чьи представления о мире подчас кардинально расходятся между собой.

— У вас непростая роль в новом фильме…

— Все верно. В «ДНК» я играю мать с расстройством личности. Моя героиня слишком импульсивна и эмоционально нестабильна, ей сложно выстраивать ровные отношения, потому что она постоянно колеблется между идеализацией и деградацией. У нее сложные отношения с близкими, например со своей дочерью. Та говорит ей: «Я терпеть не могу твой запах, но я люблю тебя». Это очень небанальное наблюдение. Потому что отношения людей, их любовь и ненависть часто основаны… на запахах. Есть запах сексуальности, а есть, например, запах родства. Но дочь не чувствует родства со своей матерью. И это предрешает ее судьбу. Она на самом деле стоит перед необычной дилеммой: какую страну выбрать в качестве родной?.. И она принимает это решение, основываясь на ДНК-тесте. На самом деле, конечно, это фильм о поиске себя, о том, кто мы есть и кем пытаемся стать.

— Фильм уже раскритиковали во Франции. Не всем этот способ выбирать родину пришелся по душе.

— Да, причем это было довольно неожиданно. Например, религиозная сцена похорон дедушки героини в мечети в сопровождении песни Селин Дион (Talk to my father) должна, по замыслу, вызывать смех, но вызвала лишь критику и непонимание со стороны некоторых кругов Франции. Ни показом этих похорон, ни тем фактом, что героиня фильма выбирает в итоге алжирское гражданство, никто не собирался атаковать Францию. Но общие настроения на данный момент таковы, что паранойя берет верх… Впрочем, в этом фильме все было возможно. Дело в том, что у Майвенн (Майвенн Ле Беско, режиссер фильма «ДНК».— «О») вообще такая манера — почти документальная, я бы сказала. Она пытается создать естественную обстановку на площадке, чтобы актеры не чувствовали разницы между беседами, которые они ведут вне съемочной площадки, и диалогами, которые они произносят после команды «Мотор!». В этом особенность ее режиссерского стиля. Она считает, что между реальностью и кино не должно быть разрыва.

Arte France Cinema / Why Not Productions

— В последнее время вы чаще стали играть второстепенных персонажей. Это, вероятно, обидно? Хотя даже за одну из таких ролей вам вручили недавно престижную кинопремию.

— Чем старше становишься, тем меньше достается больших ролей. Но я не жалуюсь. Есть две вещи, на которые нет смысла жаловаться,— это старение и уплата налогов.

— Зато можно сказать, что по сравнению, например, с американской киноиндустрией французская все же ценит своих опытных актрис.

— Думаю, это связано с французским менталитетом. Посмотрите хотя бы на французскую литературу: многие из величайших французских писателей, например Бальзак или Мопассан, помещали женщин в центр своих произведений. То же самое можно сказать и о режиссерах-французах. Хотя наши фильмы по-прежнему чаще создаются мужчинами, они почти всегда повествуют о женщинах. Не знаю почему, но как только мне исполнилось 30 лет, ваши коллеги стали спрашивать меня, не боюсь ли я старости. Может быть, это случилось из-за фильма, в котором у меня был юный любовник… Как ответить на такой вопрос? Вначале я говорила: «Боюсь не более, чем вы, месье или мадам». Но разговоры заставили меня задуматься. Стареть жестоко, но это неизбежно. Какой смысл бояться неизбежного?.. Это все равно, что бояться смерти. Нельзя поддаваться такому страху. Мне всегда вспоминается «Анна Каренина», особенно тот фрагмент, где Вронский, ради которого Анна все бросила и который разлюбил ее, узнает о ее смерти. Он сидит в поезде. У него в этот момент так сильно болит зуб, что он ни о чем другом не может думать. В этом наблюдении Толстого вся прагматика жизни. При этом я не могу сказать, что скучаю по молодости или по старым временам. Правда, мне нравится оглядываться назад, потому что в жизни мне мало что так дорого, как воспоминания. Они делают мою сегодняшнюю жизнь богаче. Я с такой же благодарностью вспоминаю самые тяжелые периоды своей жизни, как и самые счастливые. Мне нравится «здесь и сейчас» так же сильно,

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Право рубля Право рубля

Как «деревянный» превратился в мировую валюту

Огонёк
Что произошло с останками Адольфа Гитлера Что произошло с останками Адольфа Гитлера

История о последних днях жизни Гитлера и долгих попытках захоронить его останки

Популярная механика
«Титаны исчезли не только в литературе» «Титаны исчезли не только в литературе»

Леонид Юзефович — о своем новом романе «Филэллин»

Огонёк
Хихийный пошив: самая нелепая форма футболистов мира Хихийный пошив: самая нелепая форма футболистов мира

Как хорошеет футбол, когда за дело берутся дизайнеры одежды!

Maxim
Три этажа музыки Три этажа музыки

В Зарядье зазвучал самый большой орган Москвы

Огонёк
Сладкие обещания: как владельцы кондитерской Lamm’s спасли бизнес, продавая сертификаты на эклеры Сладкие обещания: как владельцы кондитерской Lamm’s спасли бизнес, продавая сертификаты на эклеры

Как последняя попытка помогла Александре Ламм спасти бизнес и погасить долги

Forbes
26 из ларца и все в погонах 26 из ларца и все в погонах

Суммы штрафов с аграрников сопоставимы с субсидиями АПК

Огонёк
Как девелопер «Самолет» помогает миллиардерам и крупнейшим землевладельцам России зарабатывать деньги Как девелопер «Самолет» помогает миллиардерам и крупнейшим землевладельцам России зарабатывать деньги

Девелопер «Самолет» смог найти общий язык с главными российскими лендлордами

Forbes
Чем отличается мозг творческого человека Чем отличается мозг творческого человека

Предлагаем заглянуть внутрь креативного мозга

GQ
Хороший, плохой, злой Хороший, плохой, злой

Евгений Чичваркин вспоминает Бориса Березовского

Tatler
Горячая пора для конвейерных роликов Горячая пора для конвейерных роликов

Компания «Промтяжмаш» планирует удвоить производство конвейерных роликов

Эксперт
Что делать, если вы стали свидетелем абьюза? Отвечает психолог Что делать, если вы стали свидетелем абьюза? Отвечает психолог

Что делать, если вы слышите мольбы о помощи из соседней квартиры?

Psychologies
Новозеландцы отключили ночное освещение ради спасения редких буревестников Новозеландцы отключили ночное освещение ради спасения редких буревестников

Отключение освещения помогло молодым птицам не сбиваться с курса на пути к морю

N+1
Подлинная история д’Артаньяна Подлинная история д’Артаньяна

Жизнь д’Артаньяна точно нельзя назвать скучной

Дилетант
6 мотивирующих признаков, что ты худеешь (кроме показателей весов, разумеется) 6 мотивирующих признаков, что ты худеешь (кроме показателей весов, разумеется)

Если замечаешь эти признаки, значит, ты на правильном пути в похудении!

Playboy
Взлет разрешен Взлет разрешен

Ученик Николая Цискаридзе, который воспарил до Спартака, Зигфрида и Щелкунчика

GQ
Ресторатор Владимир Перельман: «Я ухожу в искусство!» Ресторатор Владимир Перельман: «Я ухожу в искусство!»

Ресторатор Владимир Перельман о благотворительности и экспансии за рубеж

РБК
Шесть суровых фактов о публичных домах вермахта Шесть суровых фактов о публичных домах вермахта

Война войной, а любовь по расписанию

Maxim
Конец мифа о красоте: Екатерина Попова о том, что мы устали страдать ради нее Конец мифа о красоте: Екатерина Попова о том, что мы устали страдать ради нее

В современном мире красавицами не рождаются, а становятся: но нужно ли это?

Cosmopolitan
Крутой поворот Крутой поворот

Единственная столичная особая экономическая зона «Технополис Москва»

Эксперт
Зачем вашей компании миссия и видение, и что туда вписать. Советы от CEO Dunkin’ Donuts Зачем вашей компании миссия и видение, и что туда вписать. Советы от CEO Dunkin’ Donuts

Советы руководителям от CEO Dunkin’ Donuts

Inc.
Ингеборга Дапкунайте: «Неужели я буду играть по-другому, если в зале сидит 25 человек, а не 100» Ингеборга Дапкунайте: «Неужели я буду играть по-другому, если в зале сидит 25 человек, а не 100»

Ингеборга Дапкунайте – о том, зачем помогать хосписам и как справляться с гневом

GQ
Не успела в салон: 5 домашних масок для волос с мгновенным эффектом Не успела в салон: 5 домашних масок для волос с мгновенным эффектом

Эти маски восстановят блеск и шикарный внешний вид волос за считанные минуты

Cosmopolitan
72 м² 72 м²

Пробный проект, по итогам которого родилось бюро P+Z

AD
Алексей Южаков, основатель Promobot: «Будущее — за универсальной робототехнической платформой» Алексей Южаков, основатель Promobot: «Будущее — за универсальной робототехнической платформой»

Promobot — крупнейший в Европе производитель сервисных роботов

Inc.
Никита Кукушкин и Леонид Парфенов — о благотворительности, сочувствии и любви к людям Никита Кукушкин и Леонид Парфенов — о благотворительности, сочувствии и любви к людям

10 вопросов Леониду Парфенову и Никите Кукушкину — любви, эмпатии и сочувствии

Esquire
Еще один повод Еще один повод

Знаменитости, которые играли свадьбы и родились в Новый год

Лиза
«Папина дочка»: счастливый билет или приговор? «Папина дочка»: счастливый билет или приговор?

Когда отец — твой идеал мужчины, это хорошо или плохо?

Cosmopolitan
«Хаос. Создание новой науки» «Хаос. Создание новой науки»

Отрывок из книги Джеймса Глика «Хаос. Создание новой науки»

N+1
Вода и мир Вода и мир

Перейдет ли человечество на жидкую валюту

Огонёк
Открыть в приложении