Один с палью не воин. Любители уличного стиля против продавцов контрафакта
Esquire пообщался с коллекционером кроссовок, музыкантом-дизайнером и основателем самой крупной российской площадки для перепродажи одежды и обуви уличных марок. Мы узнали, где фейковые вещи продают в пять раз дороже оригинала, и как распознают подделки. Эта статья объяснит вашей маме, почему с покупкой кроссовок и футболок все так непросто.
Уличные марки без улицы
По прогнозу маркетологов-исследователей из Euromonitor, объем мужского модного люкса «перерастет» женский к 2022 году. Взрывной рост мужской моды, который мы сейчас наблюдаем, начался благодаря развитию соцсетей и тому, что дорогой одеждой заинтересовались совсем молодые, даже юные покупатели, которые благодаря заработку в интернете стали платежеспособными раньше, чем их родители. Кроме того, стирается граница между люксом и уличными марками — первый сегмент питается от роста второго.
Благодаря взаимному влиянию этих двух сегментов друг на друга несколько лет назад появилась ниша, которую стали называть стрит-люкс: вид одежды соответствует «уличным» канонам, а ценник почти как у люкса. Нюанс: если в основе streetwear лежит традиция создания одежды «для ребят из своей тусовки», то пионер стрит-люкса Верджил Абло перед запуском брендов Pyrex Vision и Off-White прошел интернатуру в Fendi, а основатель Palm Angels Франческо Рагацци и вовсе человек не «с улицы», а из фэшн-индустрии, на момент запуска марки он уже работал креативным директором Moncler. Спортивные костюмы Palm Angels с вышитыми на них листами марихуаны комментировали по-разному, кто-то говорил, что такой streetwear без «уличных» корней — не streetwear. Это не помешало марке превратиться в новый фетиш редакторов глянца, рэперов, баскетболистов, художников и школьников.
Тем временем вещи некоторых марок с «правильными» корнями, в которых 20 лет назад катались на досках, становятся дефицитом и предметом коллекционирования. В мае прошел аукцион одежды и объектов марки Supreme, стартовая цена самого доступного лота составила 1,8 тысяч долларов, самого дорогого — 84 тысячи. Такие новости поднимают адреналин у покупателей одежды на вторичном рынке, где цена вещи может вырасти в два, четыре, десять и более раз. Это, в свою очередь, стимулирует продавцов подделок лучше стараться, и то, что у них получается, правда сложно отличить от оригиналов.
С фейковыми вещами активно борется не только сама индустрия, но и сообщество любителей уличной моды. В России войну фейку объявило и государство — с 2019 года вся обувь в стране будет маркироваться цифровыми кодами. Это поможет сникерхедам еще до покупки узнать все о производителе и убедиться в оригинальности кроссовок.
Мода вообще и streetwear в частности стали массовым мужским увлечением в России не так давно. Сначала мы разбирались в логотипах привезенных марок, в биографиях создателей, в инфлюенсерах, догоняли Запад, усваивали ценности и не всегда понятные культурные коды. Для развития streetwear многое сделала команда Faces&Laces. Организаторы самого крупного отечественного фестиваля стрит-культуры и моды не только занимаются продвижением известных брендов, но и дают местным маркам возможность показать себя.
Увлечение streetwear пришло в Россию в начале развития соцсетей, и сообщество любителей уличной моды сформировалось не на улицах, а в пабликах VK, которые агрегируют материалы из иностранных источников и поддерживают атмосферу тусовки. Автор текста передает привет Сереже Бунякову, скромной звезде, создателю паблика «Кэмп Сь». Там он довольно понятно и с хорошими шутками объясняет подписчикам, в основном школьного возраста, эту самую культуру, которой вдохновляются дизайнеры уличных марок — например, статья про то, как Palace, Supreme и Off-White используют эстетику авто- и мотогонок. Сережа и сам делает одежду с диким названием «кисленько» и у марки есть небольшая, но преданная фанбаза — в общем, живи он в доинтернетную эпоху, стал бы героем улиц как Шон Стусси. А так он свой 21 год просто герой.
Малолетние реселлеры
Бешеному спросу на некоторые уличные марки «помогла» схема торговли, называемая дропами (drop — выброс ограниченной партии товара на прилавок и в онлайн-магазин — прим. Esquire): времени на покупку почти нет, а хайп есть — отличные условия для начала конкуренции среди покупателей. Недавно автор телеграм-канала о техно-культуре и житейской мудрости Илья Кайфолог решил сходить в магазин Supreme в Нью-Йорке. Зная о бесконечных очередях по четвергам, в традиционные дни дропа, он решил прийти в пятницу, но снова увидел очередь и выяснил, что до трех часов дня вход в магазин был по билетам. А их раздавали в четверг. На московском дропе кроссовок Adidas Yeezy Boost в декабре 2016 года перекупщиков из Китая ограбили днем прямо посреди Кузнецкого Моста — просто убежали с их коробками.