Обозрение армии и флотаОбщество
Проблемы военной безопасности и стабильности в регионе Ближнего и Среднего Востока
Ближний Восток по ряду причин изобилует нюансами политики. Нередко усложнению внутригосударственных и региональных противоречий способствует вмешательство внешних сил, которое, как показывает опыт, способно резко обострить их. Все конфликты и противоречия в рассматриваемом регионе носят разноуровневый характер, поскольку здесь существуют серьезные противоречия в самих государствах.
Политические системы стран Ближнего и Среднего Востока являются относительно молодыми, с точки зрения государственно‑политического развития, и еще находятся в стадии становления своей институциональной структуры и поиска своей политической идентичности, поэтому ситуация в самих странах порой приводит к внутренним политическим кризисам, дестабилизации обстановки в целом, как, например, внутренние противоречия в Ираке, Йемене, Египте, Ливии. К этим внутригосударственным противоречиям добавляются мощные внешние факторы, такие как противостояние Израиля с арабским миром, усиление соперничества за региональное лидерство между Саудовской Аравией, Ираном и Турцией. От них уже происходят другие разноуровневые противоречия: Сирия – Турция, Израиль – Турция, Турция – Египет, Йемен – Саудовская Аравия, а Иран и вовсе уже через шиитскую дугу Иран‑Ирак‑Сирия вышел непосредственно к Израилю и способен, применяя ракеты чуть ли не тактической дальности, наносить удары по Израилю, что приводит к значительной активизации Израиля в военном отношении.
Серьезным и мощным региональным игроком за последние 5 лет стала Турецкая Республика, военная мощь которой практически непосредственно проецируется на Сирию и Ливию. Вооруженные Силы (ВС) Турции являются одним из крупнейших по численности на Ближнем и Среднем Востоке и в блоке НАТО в целом. Если оставить за скобками обладание ядерным оружием, ВС Турции считаются вторыми после американских по боевому потенциалу среди стран‑членов НАТО. Их отличает строгая дисциплина и управляемость, профессионализм личного состава. В мировом рейтинге военной мощи Global Firepower ВС Турции находится в первой десятке стран мира. ВС Турции обладают опытом ведения боевых действий, полученным в ходе участия в операциях на территории Кипра, Ирака, Сирии и Ливии. В основе их создания лежат исторически обусловленные геополитические и военно‑политические и идеологические цели нынешнего руководства Турции. От военной активности Турцию не может удержать даже такой мощный силовой каркас как НАТО. Больше создается впечатление, что сам блок НАТО мешает Турции в реализации своих жизненно важных стратегических интересов.
На сегодняшний день Турция как государство политически, экономически и в военном плане зависимое от стран Запада, постепенно пытается трансформироваться в государство, осуществляющее независимую от своих западных партнеров внешнюю и внутреннюю политику.
Проведение самостоятельных военных операций ВС Турции на территории Сирии, Ирака, Ливии, использование больших по численности прокси‑формирований, рост эффективности логистики боевого обеспечения демонстрируют совершенствование боевого опыта применения войск в условиях проведения самостоятельных трансграничных военных операций. Это свидетельствует о возросшей подготовленности турецких ВС при проведении военных операций малой и средней интенсивности, не опираясь уже на помощь союзников по Альянсу.
Политика президента Турции Р.Т. Эрдогана направлена на становление Турецкой Республики в качестве региональной державы, что привело к охлаждению и ухудшению отношений со странами НАТО и с соседями по региону. Несмотря на это, Турция не скрывает своих амбиций, которые можно выразить словами: «мы напоминаем всем, что являемся потомками империи, которая сделала Средиземное море турецким озером».
Поддержанию напряженности в регионе Ближнего и Среднего Востока способствует также наличие здесь мировых запасов углеводородного сырья, имеющих первостепенное значение для экономик стран Запада, Китая и Японии, доходы от продажи, которых страны-экспортеры направляют на закупку вооружений и модернизацию военной инфраструктуры своих государств. Усиливает региональную и международную напряженность еще и тот факт, что Исламская Республика Иран (ИРИ) активно осваивает ядерные технологии, а Пакистан обладает серьезным ядерным арсеналом. Причем следует отметить, что с Ираном подписание ядерной сделки идет медленно, на данный момент, развитие ситуации идет так, что ядерное соглашение с Ираном «Соглашение о всеобъемлющем плане действий» (СВПД) не будет подписано.
Палестинская проблема остается одной из главных угроз региональной и международной безопасности. Она возникла вследствие игнорирования Резолюции 181 Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года «Будущее правительство Палестины». Этим документом предусматривалось создание на бывшей подмандатной британской территории двух государств – арабского и еврейского – и выделение Иерусалима в особую международную зону под эгидой ООН. Одностороннее создание Государства Израиль в 1948 году с постепенным расширением его границ за счет поглощения прилегающих арабских территорий, включая Восточный Иерусалим, а также части территорий Сирии и Ливана – в качестве ответа на агрессивные действия этих стран, стимулировало продолжение арабо‑израильского конфликта. Возникла напряженность и в отношениях Израиля со всем мусульманским миром.
Массированный ракетный обстрел территории Израиля со стороны сектора Газа, а также вторжение боевиков ХАМАС и «Исламского джихада» в приграничные районы на юге страны утром 7 октября 2023 года (операция под кодовым названием «Потоп Аль‑Аксы») и ответные действия вооруженных сил Израиля обернулись очередной масштабной трагедией для израильтян и палестинцев. По официальным данным, уже к 20 декабря 2023 года с обеих сторон конфликта погибло свыше 20 тыс. человек. Израиль не только предпринял масштабную военную операцию против ХАМАС под кодовым названием «Железные мечи», но и организовал блокаду сектора Газа. Были прекращены подача электроэнергии, топлива, воды, медикаментов, продовольствия, других жизненно необходимых товаров из Израиля. ВВС и ракетные войска Израиля приступили к нанесению планомерных ударов по позициям и объектам ХАМАС в Газе.
Ситуация осложняется тем, что боевики размещают командные пункты, свои позиции, оружие и боеприпасы в жилых зданиях, мечетях, школах и больницах. Таким образом, они прикрываются «живым щитом», состоящим не только из захваченных в плен заложников‑израильтян и иностранцев (несколько сотен человек), но и из мирного населения сектора Газа. Отсюда и большие человеческие жертвы среди гражданского населения, и тот факт, что военная операция Израиля против ХАМАС приобретает все более затяжной характер. Сеть подземных бункеров и тоннелей позволяет боевикам скрытно перемещаться, сохранять свою боеспособность и наносить все новые удары по территории Израиля.
Очевидно, что нападение ХАМАС на Израиль не имело своей целью захват каких‑либо территорий. Силы палестинских группировок несопоставимы с мощью вооруженных сил Израиля. Можно предположить, что основными задачами нападения были, во‑первых, привлечение внимания региональных и глобальных игроков к палестинской проблеме, во‑вторых, демонстрация возросших военных возможностей ХАМАС и уязвимости Израиля, и в‑третьих, – замедление или полный срыв процесса нормализации отношений Израиля с арабскими странами.
Кроме того, палестинские радикалы полагали, что успешная военная операция против Израиля может привести к увеличению финансово‑экономической, политической и военной помощи ХАМАС со стороны ее сторонников и спонсоров. Но на практике результатом нападения исламских радикалов на Израиль может стать гуманитарная катастрофа в секторе Газа и возвращение его под полный израильский контроль.
Одновременно с противостоянием Израиля в Секторе Газа произошло противостояние Тель-Авива с движением «Хизбалла». Вооруженное противостояние Израиля и «Хизбаллы», идет вот уже почти несколько десятилетий, то принимая наиболее острую фазу как военное столкновение, то в условиях периодических обстрелов Израиля и нанесением в ответ ударов по этой организации. Последние годы, правительство Израиля всегда сталкивается с непростым выбором: как заставить движение «Хизбалла» прекратить обстрелы израильской территории и в то же время не допустить широкомасштабной войны. Движение «Хизбалла» десятилетиями контролирует южную часть территории Ливана. После войны 2006 года под давлением международного сообщества и при содействии миротворцев ООН была предпринята попытка усилить ливанскую армию, чтобы та могла взять ситуацию под свой контроль. Однако существенных успехов в этом плане достигнуто не было и «Хизбалла» все еще остается самой мощной военной структурой в Ливане, курируемой Ираном. Обладая численность 20‑30 тыс. человек организация имеет обширную инфраструктуру, подразделения спецназа. На вооружении имеются бронетехника, включая танки, но основа ударного мощи «Хизбаллы» это десятки тысяч ракет, используемых против Израиля и боевики, специально подготовленные для ведения партизанской войны и противостоянию с вооруженными силами Израиля. Отряды «Хизбаллы» широко участвовали в боевых действиях в Сирии на стороне правительственных войск и получили хороший военный опыт.
Военная доктрина «Хизбаллы» в войне против Израиля заключается в следующем. В случае войны с Израилем она начнет систематически обстреливать крупнейшие города страны ракетами, попытается парализовать прежде всего его транспортную систему, а далее ее экономику, чтобы вызвать в стране экономический коллапс. Таким образом «Хизбалла» и ее кураторы с Ирана используют главный уязвимый фактор Израиля как небольшая по масштабам территория.
Уничтожить ракетные системы «Хизбаллы» ударами авиации и артиллерии Израилю достаточно тяжело, и придется проводить сухопутную военную операцию как это проводилось ранее. В этом случае цель «Хизбаллы» будет состоять в том, чтобы максимальные нанести потери израильской армии, вовлекая ее в длительную войну. Так последняя война между ними в 2006 году, оказалась достаточно неудачной для Израиля, т.е. данная тактика «Хизбаллы» сработала. С тех пор «Хизбалла» увеличила свой потенциал так, что запасы ракет выросли более чем в восемь раз, по меньшей мере, до 130 000 ракет. В арсенал «Хизбаллы» теперь входят противокорабельные ракеты, ПЗРК, ПТРК и ракеты наземного базирования с увеличенной дальности и точности. Израиль рассматривает наличие у «Хизбаллы» ракет, способных нанести удар по израильской территории или воспрепятствовать его морской торговле, как «красную черту».
Однако, Израиль тоже не стоит на месте. Одна из самых мощных в регионе во всех отношениях армия Израиля также сделала свои выводы после войны 2006 года, пересмотрев свои взгляды на ведение войны именно в таких сложившихся условиях обстановки. В случае войны, Израиль, как и прежде задействует все свои военные возможности, а именно:
– Израиль начнет методично и по четко разработанному плану уничтожать всю инфраструктуру «Хизбаллы» по всей территории Ливана. И в этом отношении начнется целенаправленное уничтожение ее политических деятелей и командиров, ослабление группировки и ее возможностей действовать в Ливане, наносить удары по боевым группам, осуществляющим ракетные и минометные обстрелы Израиля. Военная операция Израиля «Рассвет» против движения «исламский джихад» в Секторе Газа стала важным уроком для Ливанской «Хизбаллы» и усилила возможности Израиля по ее сдерживанию от начала военной активности. Тем более следует отметить, что в ходе этой операции, Израиль значительно повысил эффективность перехвата ракет: по официальным данным в этой операции было перехвачено 97‑процентов всех запущенных ракет, что стало новым рекордом по сравнению с предыдущими операциями. Например, в операции «Облачный столп» (2012) «Железный купол» перехватил примерно 75% запущенных по населенным пунктам ракет, в ходе «Нерушимой скалы» (2014) было перехвачено около 80%, а во время «Черного пояса» (2019) и «Стража стен» (2021) – около 90%. Основная причина прогресса связана с постоянными улучшениями и обновлениями системы «Железный купол»;