Обозрение армии и флотаОбщество
Радиоэлектронная борьба в армиях стран НАТО
Признание недооценки и мощный рывок
Окончание холодной войны после развала СССР в 90-х годах прошлого столетия снизило напряженность в отношениях между ведущими мировыми державами, что привело к ослаблению внимания военно-политического руководства США (читай и НАТО тоже) к планам и программам, связанным с развитием высокотехнологичных видов вооружений и, в том числе, с их применением в так называемой технологичной войне. Сюда следует отнести и программы развития радиоэлектронной борьбы (РЭБ). На РЭБ в США и странах НАТО перестали обращать должное внимание, называя ее «лишним бойцом».
Все резко изменилось после начала военных действий украинской армии на Донбассе в 2014 году, где Российская армия было вынуждена применить свои силы и средства РЭБ для обеспечения безопасности своих границ. К действующим в составе вооруженных сил Украины (ВСУ) американским инструкторам пришло понимание о серьезном отставании США в этой области от России, после чего Пентагон резко развернул и форсировал работы, направленные на восстановление компетенций в области РЭБ.
От «лишнего бойца» к «отдельному полю боя»
Самая большая проблема РЭБ армии США была в том, что многие десятилетия армия США воевала в условиях нестабильно функционирующей системы радиосвязи. Во всех военных конфликтах, где принимали участие американские военные всегда была надежная и устойчивая связь, они даже понятия не имели, как выглядит бой при нарушениях связи и управления. В связи с этим отсутствовала тактика действий войск в условиях нестабильно функционирующей системы радиосвязи, не были выработаны соответствующие тактические приемы и способы действий, вовсе не велась целенаправленная оперативная и боевая подготовка в этом направлении.
В ходе операций в Ираке и Афганистане сухопутные войска (СВ) США и их союзников несли многочисленные потери от самодельных взрывных устройств (СВУ), для подрыва которых использовались сотовые телефоны и портативные радиостанции, а также радиосигналы для срабатывания взрывателя, передаваемые с борта беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Соответственно в последующем основные усилия командования были сосредоточены на разработке средств РЭБ, обеспечивающих нейтрализацию этих угроз.
Понимание значения РЭБ в современном бою к американцам пришло после анализа использования средств РЭБ Российской армии после развязывания ВСУ войны на Донбассе в 2014 г. Российская армия не принимала участия в боевых действиях, но вынуждена была использовать средства РЭБ со своей территории для обеспечения безопасности границ Российской Федерации. Год спустя после развязывания ВСУ войны на Донбассе в Николаеве прошла военная конференция по анализу применения средств РЭБ с участием военных специалистов ВСУ и армии США, на которой был сделан вывод о том, что Украина и США серьезно отстали в вопросах РЭБ от Российской армии. Один из присутствующих на этой конференции американских генералов прямо признал этот факт. Как он отметил в своем выступлении, что русским даже не надо сбивать украинские и американские разведывательные беспилотники, поскольку русские средства РЭБ принуждают их совершать посадку на территории России, где с них снимают всю разведывательную информацию. Причину значительного отставания от России в плане технологий и средств радиоэлектронной борьбы, американские специалисты увидели в отсутствии новейших разработок в этой области в 1990‑е – 2000‑е годы. Анализ военных действий ВСУ и применения российских средств РЭБ на Донбассе привел американское командование к выводу о том, что радиоэлектронная борьба прочно утвердилась как одно из важных средств информационного противоборства и стала неотъемлемой частью вооруженной борьбы.
Широкое применение противоборствующими сторонами радиоэлектронных средств делает их электромагнитные излучения особо ценным источником разведывательных сведений, анализ которых позволяет получить:
– данные для целеуказаний огневой и авиационной поддержки, а также осуществление мероприятий по радиоэлектронному подавлению радиоэлектронных средств;
– информацию о знаниях противником положения своих войск, полученную в результате радиоперехвата;
– данные о месте нахождения систем оружия, частей и подразделений путем пеленгования и определения принадлежности радиоэлектронных средств.
В результате выводов о действиях ВСУ и использования российских средств РЭБ на Донбассе в вооруженных силах США и стран НАТО было принято решение о срочной практической реализации концепции противодействия системам управления и связи, разработке программ создания современных средств РЭБ, способных комплексно применять активные помехи, средства дезинформации противника и специальные поражающие средства для уничтожения его радиоэлектронных средств.
Основными причинами повышения роли РЭБ в современных условиях по мнению аналитиков Пентагона стали:
− возрастание факторов устойчивости управления войсками и оружием в ходе боя или боевых действий;
− рост масштабов использования радиоэлектронных средств (РЭС) различных типов для передачи информации на значительные расстояния в целях оперативного, непрерывного и гибкого управления войсками и оружием;
− возможность практически мгновенно дезорганизовать средствами радиоэлектронного подавления (РЭП) процессы боевого управления противника и тем самым обеспечить коренное изменение соотношений сил в свою пользу;
− повышение маневренности частей и соединений, увеличение масштаба глубины проведения операций, автоматизация всех процессов управления войсками, боевой техникой и оружием.
Кроме того, появление интегрированных систем управления органами и формированиями боевого обеспечения, привело к количественному перераспределению в бою и операции ударных и обеспечивающих сил. Так, по оценкам экспертов, в операциях военных конфликтов начала XXI века около 60% войск, принимающих участие в боевых действиях, решают задачи боевого и тылового обеспечения ударных сил (разведка, связь, инженерное обеспечение, РЭБ, снабжение ГСМ и боеприпасами и т.д.), что в свою очередь, в еще большей степени повышает значение РЭБ в информационной и вооруженной борьбе.
По мнению военного руководства США, российские средства РЭБ вошли в тройку самых опасных технологий для американцев наряду с ядерной триадой и средствами ПВО.
Особую тревогу вызывает способность российских средств РЭБ влиять на спутниковую навигационную систему GPS, от которой полностью зависит боеспособность американской армии. При этом российские средства РЭБ влияют не на уровне нарушения работы самих спутников в космосе или их программного обеспечения, а оказывают воздействие на работу сигналов непосредственно в зоне конфликта или на поле боя.
По данным армии США, около 250 000 систем в сухопутных войсках США зависят от пространственно‑временной и навигационной поддержки. Только армейская бригада использует в среднем около 600 систем. Вывод из строя этой составляющей ведения боевых действий может стать катастрофой.
С пониманием американским командованием необходимости вывода сил и средств РЭБ, способов их использования в бою и операции на новый качественный уровень, пришло и понимание того, что промышленности и армии США и НАТО надо было быстро решить две важнейшие задачи, связанные с сохранением или, в некоторых случаях, достижением паритета с российскими средствами РЭБ: своевременная разработка современных систем РЭБ и выполнение планов по их поставке в армию и освоению их личным составом.
Решение этих задач носило многогранный характер: при создании новых изделий необходимо было развернуть масштабные работы по всем секторам, придав перспективным системам РЭБ оптимальные характеристики по дальности, высоте, фрагментации целей, частоте волн и по другим переменным. При этом еще предстояло выяснить, какие ТТХ средств РЭБ нужны армии, так как без запросов со стороны военных высшему командованию было сложно принять решение о финансировании.
В соответствии с новой программой планировалось развернуть подразделения РЭБ начиная с бригадного уровня в составе отдельного взвода, который уже получает систему Brigade Combat Team – первую интегрированную армейскую платформу радиоэлектронной борьбы, разведки сигналов и обнаружения киберугроз. В дивизиях и армейских корпусах создаются роты РЭБ, оснащенные системой TLS‑Echelons Above Brigade. Находящиеся выше штабы получают систему Electronic Warfare Planning and Management Tool. Армейская авиация должна использовать систему Air Large – первую армейскую воздушную систему постановки помех, установленную на БПЛА MQ‑1C Grey Eagle. Правда, большинство из этих систем пока все еще в стадии разработки.
Как показал опыт войсковых учений и участия ВС США в различных вооруженных конфликтах, что даже подавляющее превосходство в силах и средствах поражения, в том числе и высокоточного оружия, не гарантирует успеха в бою или операции, если системы управления противника различного уровня остались неподавленными.
В настоящее время в ВС США РЭБ рассматривается, с одной стороны, как составная часть вооруженного противоборства и военного потенциала, а с другой – как одна из форм вооруженной борьбы и новый, относительно самостоятельный и специфический вид боевых действий. Отличительной особенностью современных взглядов на ведение РЭБ является признание ее комплексности и тесной связи с другими видами боевой деятельности войск.
Мероприятия РЭБ составляют основу новой активно внедряемой в ВС США концепции «Борьбы с системами боевого управления» или С³СМ (Command, Control and Communication Countermeasures). Суть концепции состоит в том, чтобы благодаря интегрированному проведению специальных операций по военной дезинформации, радиоэлектронного подавления, физического уничтожения, базирующегося на основе детальных разведданных, лишить противника информации и способности управлять вверенными ему силами и средствами, а также защитить свои системы боевого управления от аналогичных действий со стороны противника.
Практическая реализация упомянутой концепции в боевой и информационной операции с участием сил и средств РЭБ предполагает последовательное выполнение четырех основных задач:
− анализ системы боевого управления противостоящей группировки противника;
− выбор наиболее важных объектов и целей;
− распределение имеющегося ресурса сил и средств по выбранным целям;
− непосредственное воздействие на выбранные цели.
В перечне задач выделяется воздействие не только на РЭС, но и на боевую технику, системы оружия и личный состав органов управления и обслуживания противника.
Инструментом для проведения положений новой концепции в практику войск военное руководство США считает крупные многоуровневые иерархические структурно‑упорядоченные системы РЭБ, тесно интегрируемые с другими боевыми и обеспечивающими системами войск.
В интересах достижения решающего военно-технического превосходства средств РЭБ в США проводятся следующие мероприятия:
− создание качественно новых средств «силового» радиоэлектронного подавления, предназначенных для кратковременного и необратимого вывода из строя информационных систем и РЭС противника;
− заблаговременная разработка аппаратуры, ориентированной на противодействие перспективным РЭС и системам противника и превосходящей их по временным и энергетическим параметрам работы;
− разработка средств РЭБ с высокой степенью адаптации, способных автоматически в реальном масштабе времени оценивать радиоэлектронную обстановку и осуществлять выбор оптимального воздействия на РЭС помехами;
− совершенствование технических характеристик средств радиои радиотехнической разведки (РРТР) в направлении повышения чувствительности приемников, увеличения пропускной способности и быстродействия аппаратуры, а также точности определения частоты, подавляемой РЭС;
− совершенствование технических характеристик средств РЭП.
Таким образом, РЭБ для американцев за последние годы превратилась из «лишнего бойца» даже не в вид боевого обеспечения, а в «отдельное поле боя», где они планируют вести полноценную кибервойну за весь радиоэлектронный спектр, за «господство» в этом самом спектре.
Средства РЭБ и РРТР сухопутных войск США
Основными воинскими формированиями, которые решают задачи радиоразведки и радиоэлектронной борьбы в соединениях и объединениях СВ США, являются:
− в боевых бригадах – штатные подразделения разведки и радиоэлектронной борьбы – разведывательный батальон и рота технической и специальной разведки, оснащенные новейшей военной техникой;
− в объединенных оперативных формированиях (армейских корпусах и армиях) – штатные бригады разведки поля боя, которые формируются на базе модульных сил;
− приданные роты и батальоны разведки и РЭБ.
Разведывательный батальон боевых бригад в своем составе имеет взвод наземной разведки, который и ведет непосредственно РЭБ в разведывательном батальоне. На вооружении взвод наземной разведки имеется один комплекс РЭБ AN/MLQ‑40 Prophet.