«Сын играет на саксофоне. Это стресс для всей семьи». Как родители из разных стран проводят время в самоизоляции с детьми
Как избежать эмоционального выгорания, совмещать работу и воспитание детей и оставаться хорошими родителями в режиме самоизоляции? Об этом говорили психотерапевты, преподаватели и родители — участники серии онлайн-встреч «Мы сегодня дома», которые провел Музей Москвы при участии «Сноба». Родители из Италии, Германии, Испании, Швейцарии, Лондона и Израиля рассказали, как проходит карантин в их странах, чем они занимаются с детьми и как там организовано дистанционное обучение
Кася Денисевич, двое детей. Барселона
Мы уже месяц не выходим из дома. Когда начался карантин, школы моих дочерей, включая музыкальную и танцевальную, стали присылать огромное количество писем и заданий. Сначала они написали, что не хотят дискриминировать людей, у которых дома нет компьютеров и интернета, и задания родителям нужно воспринимать не как обязательную программу, а как возможность развлечь детей. Я и мой муж очень обрадовались, решили, что наконец-то появилось время для занятий русским языком, литературой и обществознанием. Но вскоре школы стали просить отчеты. Например, музыкальная попросила записать на видео, как дети играют на инструментах. Сейчас школы присылают задания, а также проводят занятия онлайн. На днях у нас был очень смешной урок сольфеджио по Zoom, вся группа что-то пела.
Вообще каталонцы намного больше уделяют психологическому состоянию ребенка, чем его оценкам и успеху. Я переняла такое же отношение: спокойствие детей для меня намного важнее, чем школьная программа. Сейчас такое время, которое нужно пережить с минимальными потерями, давать друг другу шоколадку и ничего друг от друга не требовать. И не разрешать другим что-то требовать от наших детей. При этом нельзя превращаться в кашу. У нас был в семье такой момент: я не могла встать с кровати, дети плакали под конец дня. У всех был полный упадок сил, мы все были друг другом недовольны. Справились с этим так: по вечерам стали составлять расписание на следующий день. В нем обязательно прописано, что дети хотят от меня. Например, чтобы я с ними полепила, накрасила им ногти или покрасила волосы в розовый цвет, почитала им книжку.
Несмотря на карантин, я чувствую невероятный взрыв социальной активности. Я никогда столько не общалась с людьми из разных частей света, как в последние две недели. Наши дочери тоже раньше столько не разговаривали по Zoom. Благодаря карантину появилось ощущение, что все друг за друга держатся, проходят через это вместе. И я чувствую большую благодарность.
Маша Устюжанинова, один ребенок. Берлин
Мы дома уже три недели. У нас это называется не карантин, а запрет на контакт, потому что Германия очень переживает за свой статус правового государства и боится затрагивать основные права человека.
Моей дочери 11 лет. Нам повезло: в нашем доме живет ее одноклассница, с которой дочь проводит много времени. Это запрещено, но они плотно общались и до этого. Школьные занятия у нас проходят совместно.
Я всеми силами стараюсь придерживаться распорядка дня. Создаю атмосферу школы, чтобы у дочери не было мысли, что это каникулы. Мы купили доску и ежедневно пишем на ней расписание, по-прежнему встаем в семь утра, как в школу, заниматься начинаем в восемь. Однако здесь есть свои сложности. Немецкая школа оказалась абсолютно не готова к ситуации. Ни о какой диджитализации здесь никогда не слышали, Zoom никто не использует. Возможно, это связано с тем, что в Германии боятся незащищенных данных. Контакт с учительницей у нас только по электронной почте, но она заранее выдала распечатанные стопки заданий по всем предметам, кроме рисования и спорта. Каждый день мы с дочерью занимаемся по ним, но когда я ухожу работать, она выпадает из процесса.