Памятник эпохе Путина. Почему строящийся храм вооруженных сил имеет мало отношения и к христианству, и к памяти павших
Строительство любой церкви, а тем более главного храма вооруженных сил страны в честь Воскресения Христова, не должно превращаться в скандал. История с мозаиками, изображающими Сталина, Путина, Шойгу, Патрушева, Матвиенко и Герасимова, — это скандал, и скандал символичный
Я увидел в фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) ссылку на слова председателя экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ протоиерея Леонида Калинина о том, что в главном храме Минобороны Сталина не будет, и решил лично написать отцу Леониду. Я сообщил ему, что отношение к происходящему у меня критическое, и едва ли это отношение изменится, и попросил уточнить, что значит «не будет»: мозаику сбили или не успели положить? Привожу нашу беседу с незначительными сокращениями.
Прот. Леонид: Мозаичисты отказались сбивать мозаики. У ребят матери и сестры в Крыму. Они сбивать Путина и Шойгу категорически не будут, потому что благодаря этим людям их родственники остались живы и Крым снова не был залит русской кровью. По поводу Сталина — все знают, что он, с одной стороны, тиран, а с другой — Верховный главнокомандующий. Решение вычеркнуть его из Истории может быть принято только Государственной думой, президентом или всенародным референдумом. Последнее — предпочтительнее, чтобы никто ничего не решал за народ.
Я: То есть Сталин остается пока? Из ваших слов следует, что если отказались, то, значит, кто-то предлагал.
Прот. Леонид: Кто мог «предложить»? Когда это изображение Парада Победы? Убрать прикажете Парад Победы из храма Воскресения Христова, посвященного ее 75-летию? Книга Истории сброшюрована и переплетена. Я и никто другой не может вырывать из нее страницы в угоду недовольным. Давайте проведем всенародный референдум? Что люди скажут.
Я: Вы написали «отказались» — в прошедшем времени. Из этой фразы следовало, что, возможно, было предложение. Я поэтому и переспросил.
Прот. Леонид: Мы должны во всем учитывать мнение народа. И верующего, и неверующего. Изображение Сталина на заднем плане в притворе храма может восприниматься как уменьшение роли Верховного Главнокомандующего одними и как позорное — другими. Только Церковный Собор или Всенародный Референдум могут ответить на этот вопрос, размещать или не размещать портрет Сталина.