Спасите наши души
Раньше у вас были свой психолог, астролог, гадалка, коуч, стилист и декоратор. Теперь они все объединились в одной профессии будущего — spiritual worker.
Моя задача — соединить материальный и духовный мир. Я помогаю своим клиентам трансформироваться снаружи и внутри, выглядеть и чувствовать осознанно. И сама развиваюсь вместе с ними». Эстер Шенкман — стилист и эриксоновский коуч. Ее папа Александр Шенкман, партнер Леонарда Блаватника, председатель совета директоров «Амедиа ТВ», дал дочери нью-йоркское образование, которое она сама выбрала: Parsons и Erickson Coaching International.
Мы с Эстер сидим в кафе «Каббала-центра» на Мясницкой, где к кофе есть любое молоко, кроме настоящего, где вдоль всех стен стоят книжные шкафы. И под присмотром книги «Как дозвониться Богу» говорим о работе.
Эстер умоляет не называть ее стилистом — она «имиджмейкер нового поколения». Очень, очень сильно заряжена на успех. В таких очках Marni «с бровями» невозможно говорить о духовности на полном серьезе, но она не шутит. Объясняет, что есть принципиальная разница между нею и карьеристами старой формации: те просто workers, а она — spiritual worker. Worker с помощью университета и тренингов прокачивает профессиональную сторону своей личности — в ущерб личной жизни и духовному росту. А spiritual worker растет во всех направлениях сразу. Работает в первую очередь над собой, но делится результатами своего прогресса с окружающими — через любую профессию. «Мои родители не могли выбирать. А мне повезло. Моя работа приносит не только деньги, но и душевное удовлетворение».
Раньше спасение души было бесплатным, теперь не так. Вы же заплатили двести тысяч за билет на Тони Роббинса. А Эстер берет деньги за духовное руководство гардеробом: учит одеваться так, чтобы это помогало расти. Ее подруга — и клиентка — Александра Винер вкладывает свою продвинутую каббалистами spirituality в дизайн интерьеров, коммерческих и частных.
На Эстер в свое время большое впечатление произвела книга доктора Анны Юсим Fulfilled. The Science of Spirituality and How it Can Help You Live a Happier, More Meaningful Life, она про соединение психологии и духовности. Эстер объясняет: «Если духовный путь не гармонизирует все аспекты твоей жизни, финансовый в том числе, значит, что-то не так, значит, одно компенсируется за счет другого. Надо научиться брать у мира энергию и с ее помощью расти. И обязательно делиться — каббалисты об этом много говорят. Я у них учусь и немножко помогаю, в качестве ментора для начинающих. Я очень люблю давать советы. Но в каббале есть три условия насчет советов. Их можно давать, только если тебя просят, если ты искренне любишь того, кто спрашивает, и если уверена, что он правда хочет тебя услышать. У меня мама — психолог, мы о многом спорим, но тут она соглашается».
Духовные работники сейчас везде, в Великобритании они еще в 2008‑м объединились в Spiritual Workers Association — настоящий профсоюз со страховкой. Эстер поймала тренд и решила построить из него дело всей жизни. Старшие товарищи перешли на этот путь из более понятных профессий. Например, Дэвид Линч, у которого она училась трансцендентальной медитации, долго разменивался на узкопрофильные проекты вроде «Твин Пикс» и «Синего бархата». Но в 2005‑м основал David Lynch Foundation, чтобы делиться своими навыками духовной работы со всем миром. Начал с Мартина Скорсезе, Опры Уинфри. И конечно, с Гвинет Пэлтроу. Которая была просто актрисой, а теперь ее главное дело — портал Goop про осознанность во всем, от еды и секса до воспитания детей и ароматизации свечек. Spiritual work в чистом виде! В Москве рейтинг духовных работников уверенно возглавляет Елена Блиновская, прогнавшая через «Марафон желаний» и вас, и Лену Перминову, и Веру Брежневу.
Слова «духовный» и «религиозный» стали разделять еще в шестидесятые. А в 2000‑м вышла книга американского коуча Свена Эрландсона Spiritual but Not Religious. Эрландсон уже двадцать лет как spiritual worker, большей частью на Уолл-стрит, его проект смешно называется Badass Counseling. До того Эрландсон прошел спецназовский тренинг SERE (Survival, Evasion, Resistance, Escape), был капелланом (христианским военным священником) в Level One Trauma Center — он могучий татуированный мужик с биографией. С его подачи социологи теперь называют нас — практикующих одновременно йогу, шаманизм, каббалу, астрологию, биоэнергетику, магические кристаллы, остеопатию и ритуалы с айяуаской — spiritual but not religious, сокращенно SBNR. Им есть кого так называть. Еще в 2012‑м Исследовательский центр Пью огласил результаты исследования: треть американцев в возрасте до тридцати лет в анкете не указали свою принадлежность ни к какой религии, но назвали себя spiritual. В России «Фонд Общественное мнение» в 2013‑м насчитал 4 % «верующих, но вне какой-либо конкретной конфессии».