Тест-драйв ядерного тягача МАЗ-7917
Это было довольно неожиданное зрелище. Воинская часть посреди степи. Коридоры учебного корпуса, под ногами бетонный пол, с вытоптанными и отшлифованными несметным количеством подошв неровностями – совсем как на ступенях древних храмов. Открывается железная дверь и… мы оказываемся как будто в голливудской студии: пульты, серверные шкафы, проекционные экраны и странные сооружения на гидравлических опорах.
Эта коллекция явно дорогостоящего оборудования называется тренажерным классом учебной части, расположенной на территории легендарного первого российского ракетного полигона Капустин Яр, в сухих заволжских степях.
Для начала — в виртуал!
Руководитель класса, старший прапорщик Бахтигареев, рассказывает: «Вот тот тренажер делали еще в начале 90-х, кабина весит около тонны, для имитации движения используется воздушная подушка. Потому он так сильно шумит. А вот новинка — кабина всего 300 кг, динамическая платформа на гидравлических опорах, сервоприводы. Работает намного тише!» Такие тренажеры армия закупает для тренировки водителей тяжелых военных тягачей. Какими дорогими бы эти аппараты ни были, учить на них все равно эффективнее и дешевле, чем сажать новичка без первоначальных навыков на сложную и прожорливую в смысле топлива машину. Самый новый тренажер имитирует кабину последней модификации восьмиосного шасси МЗКТ-79221. На таких тягачах отправляются на боевое дежурство стратегические МБР: моноблочный «Тополь-М» и многоблочный «Ярс». Уже по кабинам тренажеров видно, что прогресс идет и здесь. В отличие от старого поколения новые ракетные тягачи оснащены камерами, решающими проблему маневрирования при плохом обзоре, и жидкокристаллическими дисплеями на приборной доске.
Тренажерный софт, разработанный программистами из Петербурга совместно с армейскими специалистами, позволяет задавать широкий спектр вводных: характер почвы, погодные условия, наличие или отсутствие груза на шасси и, наконец, саму карту испытательного полигона. На пульте руководителя занятий отображаются все параметры движения виртуального тягача и показания приборов. Переговоры с обучающимся ведутся с помощью танкового шлемофона.
Изображение на проекционном экране, конечно, не шедевр компьютерной графики, но достаточно реалистично воспроизводит вид из окна кабины и динамику движения. Свою работу делает и гидравлическая платформа, так что достаточно провести лишь немного времени за рулем тренажера, чтобы поверить в то, что ты едешь, а не качаешься на месте. И уж точно эффектов тренажера вполне хватает, чтобы понять, сколь непрост в управлении ракетный тягач.
Сними колесо, пробегись с АКБ!
Наше посещение автодрома учебной части РВСН в Капустином Яре совпало с горячей порой. И не только потому, что жар весеннего солнца здесь, в открытой степи, ощущался вовсю, но и потому, что полигон был наполнен ревом моторов и гомоном пытающихся перекричать машины человеческих голосов: шел последний день экзамена для механиков-водителей. Нормативы сдавались на машинах МАЗ-543. Это универсальное четырехосное шасси, первая модификация которого была выпущена еще в 1962 году.
У шасси за всю историю было много разных, в том числе и гражданских, применений, а для РВСН на его базе делаются машины сопровождения МБР мобильного базирования. Интересно, что к вождению МАЗ-543 допускаются солдаты-срочники, а вот механики-водители ракетных тягачей набираются исключительно из контрактников.