Руки делают
Для героев этого проекта хобби – не просто увлечение. Для кого-то оно стало отдушиной, для кого-то – второй работой или новой профессией. Но все эти истории доказывают одно: творческий порыв не остановить, даже если глаза боятся...
Татьяна Малыхина, отоларинголог, шьет экоплатья с вышивкой
Я работаю в поликлинике, а в свободное время шью и вышиваю. У меня пока нет возможности заниматься чем-то одним, да и не хочется – мне нравится такая перемена деятельности, я с удовольствием переключаюсь с работы врача на творчество.
Моему хобби несколько лет. Всё началось с того, что мне хотелось делать повседневные удобные платья, так скажем, для лесных фей, но которым нужно ходить на работу в городе. Поэтому я сделала ставку на натуральные ткани, удобный крой и длину, фасоны, которые не выйдут из моды за пару сезонов.
У меня не поточное производство, шью я сама. Разработала несколько фасонов и под заказчиц подбираю только цвет ткани и размер платья. Есть и готовые платья, но их немного. Они представлены в моем интернет-магазине.
Главная сложность – не сшить или вышить, а найти ткани. Я работаю только с экоматериалами, а в моем родном Курске их выбор, мягко говоря, небольшой, а про ткань из крапивы и конопли продавцы часто слышат впервые. Пока. Надеюсь, что это изменится. Сейчас выхожу из положения заказами в интернете.
В своих моделях я использую не только ручную вышивку, у меня есть изделия с набойкой штампами и отпечатки растений. Мне нравится комбинировать разные техники. Но в целом стараюсь ориентироваться на актуальные направления. Сейчас тренды в вышивке создают Лиза Смирнова и Карина Кино. У них она выглядит современно и свежо, мне нравится, как они сочетают материалы и цвета.
Свои эскизы я придумываю сама. Часто гуляю с собакой и сыном на лугу возле дома или в лесу (отсюда и название lesa-luga), и идеи рисунков рождаются сами собой.
Я неплохо разбираюсь в растениях и обожаю сезон цветения трав, как волны цвета сменяют друг друга, шалфей и таволга – фиолетово-белый, потом подморенник и зверобой – жёлтый. Каждый цветок может нести свои ассоциации. Вот мои заказчицы за этим и приходят. Кто-то просит вышить что-то конкретное, например, из детства в деревне, кто-то, как я, просто любит полевые травы.
Наталья Понина, экономист, создает инклюзивные игрушки
Я с детства любила что-то делать руками. В разные периоды жизни то вязала, то шила текстиль для детской, то создавала бижутерию из полимерной глины или фетра. Что-то дарила, что-то покупали знакомые. А когда появились дети, я начала вязать игрушки. Сначала для них, потом для родственников. Часть продавала на ярмарках. Оставить работу и уйти полностью в творчество хотелось, но было страшно, станет ли это прибыльно. В 2018 году я познакомилась с Ольгой Барабановой – ее компания Kinesis создает ультралегкие инвалидные коляски. Меня настолько вдохновила ее история, что через год я уже вязала игрушки для краудфандинга – так мы пытались найти деньги на коляски. С работы я ушла с целью делать что-то полезное и доброе. Честно, я не знала, что это будет. А летом 2020-го мне пришла идея сделать вязаного зайчика в инвалидной коляске – так мне хотелось привлечь внимание к теме инклюзии, показать, что все мы разные. И тогда я поняла: вот оно, моё! Я чувствовала, что делаю что-то действительно важное. Сейчас проект вырос и несет в себе более глубокую миссию. Помочь родителям через творчество и игру рассказать детям о людях с особыми потребностями, о важности включения их в социальную жизнь. Для этого и создаются магнитные игры, раскраски, брошюры и многое другое.
Конечно, такие игрушки – не массовый товар, они прежде всего интересны фондам, общественным организациям. Многие родители ограждают своих детей от темы инвалидности. И на данный момент проект не приносит таких же денег, как и работа в найме. Я над этим работаю. И верю, что мой талант, фантазия и доброе сердце помогут сделать из моего дела настоящий социальный бизнес.
Наталья Гончарова, психолог, делает предметы интерьера из дерева
«Твоя работа с деревом – это хобби или ты что-то зарабатываешь?» – за несколько лет, что я занимаюсь изготовлением мебели и предметов интерьера из дерева, на этот вопрос я отвечала раз триста. Сегодня могу сказать – да, это моя работа. Вторая работа.
По первому образованию я психолог, в дальнейшем я получила образование и степень по маркетингу и недавно – еще диплом искусствоведа по направлению «История и теория моды». Сегодня, как и последние 20 лет, я работаю исследователем рынка. Работа с деревом пришла в жизнь, потому что в 35 я осознала, что достигла в работе всего, чего хотела, и упёрлась в потолок. Помните, как было у Алисы из Зазеркалья?
Сегодня я занимаюсь столярным делом: классическим (ручная обработка с помощью рубанка, стамески, пилы и проч.) и с использованием электроинструмента и станков, а также резьбой по дереву. И много учусь. У меня небольшая мастерская. Ко всему этому я пришла, пройдя через несколько столярных школ. Столярка помогла мне даже на мою основную работу (пока еще) и профессию посмотреть другим взглядом – неожиданно для себя я поняла, что меня вовсе не тошнит от ресеча, как еще недавно казалось, а наоборот, я люблю ее и то ощущение, которое она мне дает. Это чувство компетентности и реализованности в профессиональной жизни с достаточным пространством и энергетическим зарядом для того, чтобы идти дальше. Жизнь стала более радостной, потому что я имею возможность делать то, что мне нравится, и более гармоничной, потому что в творчестве при разработке изделия, при его исполнении испытываешь настоящий катарсис и даже (если повезет) присутствие некой могущественной силы, которая доступна через творчество.