Неслучайная случайность
Знаменитый кутюрье Игорь Чапурин умеет удивлять и других, и самого себя. Показы «от Чапурина» — всегда событие для гурманов из мира моды. Но у Игоря Чапурина есть еще одна страсть, которая для него не менее важна, чем создание новой коллекции
Игорь, сегодня мне хотелось бы поговорить о тебе как о театральном художнике, ведь, насколько я знаю, это очень важная и серьезная часть твоей жизни, твоей судьбы. Эта история началась давно, когда ты работал в качестве художника по костюмам с Олегом Меньшиковым в спектакле «Горе от ума». По-моему, это был твой первый опыт.
Да, Олег первый ввел меня в театр, причем ввел очень решительно. Я с ним сделал три очень красивых спектакля. Именно Олег своим доверием влюбил меня в театр, а дальше уже так получилось, что из драматического театра я красиво перешел на балетные спектакли.
Вернемся к этому первому опыту. Ты — художник, который позиционировал себя как самостоятельная личность, художник-дизайнер, художник-кутюрье, а здесь ты во власти режиссера, во власти его художественного замысла, тем более режиссером является Олег Меньшиков. По-моему, это был его дебютный спектакль. Как шла работа, как выбиралась, отшлифовывалась визуальная составляющая образов?
Ты знаешь, Вадим, для меня самым первым и ярким воспоминанием является звонок Олега на автоответчике. Меньшиков — звезда, в то время он просто разрушал все стереотипы и был одним из самых прекрасных актеров. Я услышал его голос, он сказал: «Игорь, я хотел бы с вами познакомиться, как вы относитесь к «Горю от ума»?» Я люблю это произведение, и вот этот звонок реально переломил очень многое в моем творчестве, потому что я никогда не мечтал о театре — мне было достаточно реализовываться в промышленном дизайне, в моде. Олег позволил мне включиться в свою первую режиссерскую работу. Такой кредит доверия, Вадим, ты понимаешь, очень важен. То есть Олег экспериментировал не только как режиссер и продюсер, но он экспериментировал и с командой. «Горе от ума» с Аллой Демидовой, с командой молодых актеров, которые сейчас работают в лучших театрах страны, — конечно, это очень большая ответственность. Но, наверное, молодость дает возможность безудержным свободам, и Олег просто мне позволил делать всё, что я хочу. Спектакль «Горе от ума» получился очень красивым, там были ткани от-кутюр, там были уникальные, свободные по крою вещи. По большому счету этот спектакль, конечно, не про грибоедовское время. Сюжет остался, но спектакль получился хай-тековским, современным. Я очень жалею, что Алла Демидова не смогла играть в нем, но все костюмы я рисовал, конечно, под Аллу.
Алла Сергеевна старуху Хлёстову должна была играть?
Да. Честно говоря, я удивлен — не знаю, почему Олег так безропотно отдал мне всё на откуп. Не могу даже сказать, что мы что-то проговаривали заранее. Просто для меня были открыты все возможности, и я, кажется, Олега Меньшикова не подвел. После этого был спектакль «Кухня» по пьесе Максима Курочкина. Это была очень сложная работа, потому что когда я читал пьесу, то сам не мог понять, где блеф, а где правда.
Там действие происходит на кухне ресторана, насколько я помню. И еще идет странное пересечение с немецким эпосом.
Да, действие начинается на современной кухне, все в белых одеждах, всё прекрасно, всё легко, но постепенно герои превращаются в каких-то других персонажей, а зритель даже не очень понимает, когда всё происходит. Олег Меньшиков как режиссер приветствовал здесь костюмы от-кутюр. Они были не историческими, а очень фэшн. Это дало возможность ему как режиссеру и как актеру еще больше перевоплощаться, запутывая зрителя. Да, это была история про Средневековье, но по итогу костюмы от-кутюр не давали зрителю окончательно углубиться в ту эпоху.
Отстраненность некоторая была.
Безусловно. Вадим, ты прекрасно понимаешь, что любая эклектика — это и есть развитие в искусстве. Эклектика дает возможность художникам говорить совершенно на разных языках, а зрителю или читателю — додумывать, домысливать и быть частью этого проекта. У Меньшикова тогда это получилось на сто процентов. Я очень этой работой горжусь: сложные декорации, когда кухня превращалась в средневековый замок, и это всё происходило незаметно. Это была счастливая работа, я этому очень и очень рад.
После этого у вас с Олегом Меньшиковым был спектакль «Демон» по поэме Лермонтова.
Эта история довольно странно протекала. Когда мы делали спектакль, вся команда говорила о том, что «Демона» ставить либо невозможно, либо очень сложно, потому что никогда не будет понятно, чем эта история закончится. Ровно то, что мы предполагали, и произошло: на третьем премьерном спектакле часть декораций сорвалась, поранила Олега Меньшикова во время спектакля, он был весь в крови. Больше этот спектакль мы не играли. Это очень печально, «Демон» был очень красивый. Команда захотела, чтобы я, как художник, создал иллюзию того, что душа Тамары уходит из своего тела. Я заказал в Швейцарии кружевную ткань, наполненную фосфором. Когда на Тамару (ее роль играла Наташа Швец) надевали кружевное платье, это будоражило, это был такой красивый холод. Платье успевало напитаться светом, и когда свет медленно уходил, то актриса поднималась по лестнице в фосфоресцирующем платье — у зрителей мурашки по коже. Жаль, что та беда не дала возможность зрителям увидеть спектакль дальше. Думаю, может быть, и правильно, что Олег не стал больше экспериментировать, потому что всё, о чем мы говорили, создавая спектакль, к сожалению, произошло и у нас.