"Я не знаю другую женщину, которая бы так высоко держала марку". О Людмиле Касаткиной рассказывают ее друзья
"Я застала Людмилу Касаткину уже на закате ее звезды. Она успела меня пригласить на один из последних своих спектаклей. Но мне посчастливилось общаться с теми, кто хорошо знал эту великую актрису. Артистка цирка Энгелина Рогальская снималась вместе с Касаткиной в знаменитом фильме "Укротительница тигров". А актриса Ксения Таран работала вместе с Людмилой Ивановной в Театре Российской армии и дружила с ней много лет. Так что в этом материале перед вами предстанет Касаткина в молодости и в позднем периоде", - рассказывает главный редактор Анжелика Пахомова.
«Людочку утвердили на «Укротительницу тигров» сразу, но ее знакомство с нами, цирковыми артистами, участвующими в съемках, состоялось позже, — рассказывает артистка цирка Энгелина Рогальская. — Помню, как только она зашла, мы почувствовали ее обаяние, она просто светилась! И у нас с ней сразу пошел контакт. Даже несмотря на то, что, скажу прямо, мой муж, дрессировщик Евгений Рогальский, был в нее потом влюблен. Как и многие мужчины на съемочной площадке...
В Касаткиной было столько обаяния! Кто-то про нее говорит, что она не такая уж и красавица. Да, красота ее не кукольная. Это живость, это подвижность, это надо видеть вживую! Просто Люда — как солнечный лучик. Ей очень шла улыбка, а улыбалась Людочка постоянно...
«Вы что, забыли, что тигры — не котики?»
На съемках нам всем вместе предстояло прожить два года. Фильм «Укротительница тигров» делался по госзаказу, денег никто не жалел. На киностудии была выстроена гигантская декорация цирка: и арена, и закулисье. Снимали не торопясь, не пытаясь выстроить график так, чтобы вышло подешевле. Вот мы, наездники, в фильме появляемся всего пару раз: у меня один эпизод с Пельтцер, один — с Касаткиной. Но это не пытались как-то отснять побыстрее — я все два года жила вместе с группой и снималась, когда нужно. За это время съемочная группа и артисты превратились в маленькую семью. Но только нам с Люсей удалось сохранить завязавшуюся на съемках дружбу на всю жизнь.
Душой нашей компании была Татьяна Пельтцер — вот уж кто умел всех развеселить, какой-нибудь не всегда приличный анекдот удивительно к месту рассказать. Порой Татьяне Ивановне хотелось, как она выражалась, тяпнуть. И тогда Леня Быков бежал за «горячительным». Ну а Кадочников заботился в основном о Люде — всем было заметно, что он по-настоящему в нее влюблен. Я точно знаю, что в какой-то момент он сделал ей предложение. Наверное, это было искренне, ведь Павел не был бабником. Но Касаткина не то что не поддалась — она вообще не относилась к его ухаживаниям серьезно. Люда ведь только недавно вышла замуж за режиссера Сергея Колосова. Ей казалась смешной и дикой сама мысль, что у нее могут быть какие-то другие мужчины. Вот пококетничать — это пожалуйста, это она любила.
Почему именно Касаткину пригласили на роль начинающей дрессировщицы? Знаю, что режиссеры высмотрели никому не известную девочку в Театре Советской армии, куда она не так давно поступила после ГИТИСа. Пришли к ней за кулисы... А Люда удивилась: «Так у меня же рост 159 сантиметров! И меня возьмут в кино?» Кто-то из ассистентов пошутил: «И хорошо, что маленькая! Тигр не сразу поймает». Это была шутка, никто тогда и не думал, что Люде придется иметь дело с тиграми: предполагалось, что в таких сценах ее полностью заменит дублерша Маргарита Назарова — она из наших, цирковых. Вот только по ходу съемок, за два-то года, многое в планах поменялось...
Один из режиссеров — Надежда Кошеверова стала мягко заговаривать с Людой: «Понимаешь, мы отсмотрели материал... Ничего не получается — заметно, что с тиграми все время дублер. Нам нужно твое лицо... Тебе придется зайти в клетку и сделать кое-что самой, без дублера». Потом выяснилось, что зайти нужно отнюдь не один раз... И Люде даже в голову не пришло отказаться. Она же из тех актрис, которым если сказали «Надо!» — они выполняют. Мы, советские артисты, так были приучены. Но есть вещи, на которые в принципе не каждый актер способен... Вы знаете, что такое лапа тигра? Это двенадцать сантиметров когтей! Тигр может располосовать человека за считаные секунды. Всякий, кто бывал в цирке, видел специальных людей с палками, которые стоят вдоль сетки во время выступления тигров. Это чтобы, как только тигр сделает определенное движение хвостом и подожмет уши, сразу отреагировать. Иначе, если он прыгнет, шанса у дрессировщика не будет. Это — непременное условие работы с хищниками. А знаете, почему в фильме «Укротительница тигров» таких людей с палками в кадре не видно? А потому что их на съемках не было! Режиссеры решили, что они смотрятся некрасиво, и их попросту убрали.
Прежде чем выпустить Касаткину к тиграм, наш дрессировщик Борис Эдер обучал ее секретам работы. Он ведь нес за артистку уголовную ответственность. Случись с ней что — Борис сел бы в тюрьму. И вот он внушал Людочке: «Помни, в цирке все бывает только раз! Нападение хищника редко оставляет дрессировщику шанс. Звери не любят неожиданностей. Они привыкают к тому, что дрессировщик делает, — поэтому нужно всегда делать строго одно и то же». И Люда рассчитывала свои движения в номере по секундам. Следила за тем, чтобы зверей не насторожил никакой случайный запах — они ведь именно по запаху узнают человека. Она не пользовалась духами, не ела острой пищи. Но главное, чему научил ее Эдер, — быть всегда на несколько ступеней выше зверя психологически. Не бояться! А как не бояться, если страшно? Но Людочка — при всей своей хрупкости — смогла! Эдеру еще пришлось на нее и других артистов кричать: «Какого черта вы так близко лезете к тиграм?! Вы что, забыли, что это не котики?»
Жерар Филип мгновенно влюбился в Касаткину
Ну а потом был невероятный успех, шквал зрительской любви, командировки за границу... Для актрисы это — огромная удача. Это мы, цирковые, привыкли путешествовать. К тому времени, как мы с Людой снялись в этом фильме, я уже полмира объездила — и Европу, и Америку. Цирковых за границу выпускали легко: во-первых, не сбегут, потому что куда ж сбежишь от родного цирка, зверей, партнеров — кому ты нужен сам по себе, без всего этого? Во-вторых, бежать незачем — мы и в СССР зарабатывали отлично, потому что советский цирк считался одним из лучших в мире. В-третьих, цирковая дисциплина внушала доверие. Мы же по ночам не гуляем, потому что, если не выспишься, завтра не сделаешь номер. Помню, на одном приеме Фурцева так и говорила: «Только с вами, цирковыми, у меня нет никаких проблем!» С актерами же проблемы иногда случались...
И вот Людочка поехала представлять наш фильм в Каннах и там очень понравилась Жерару Филипу (французский актер, обладавший невероятной популярностью не только в Европе, но и в СССР благодаря своей роли в фильме «Фанфан-Тюльпан» 1952 года. — Прим. ред.). Он неотвязно за ней ходил, повторяя: «Чудо! Прелесть!» Люде это сильно льстило. Она ведь, как и всякая женщина, любила комплименты. И мне она потом про непродолжительное общение с Филипом рассказывала много раз, каждый раз что-то новое добавляя. Только кончилось все очень быстро. Жерар ей при всех сказал: «Хочешь сниматься вместе со мной?» А Людочка в свойственной ей манере лишь кокетливо рассмеялась. На следующий день ее вызвали куда следует и провели беседу. Ведь на подобные предложения следовало отвечать металлическим голосом: «Куда партия пошлет — туда и пойду!» Больше они с Жераром не виделись.
Ну а потом были возвращение в Москву и довольно унылый период, который Люсе пришлось пережить. Ее следующий фильм — «Медовый месяц» — был по горячим следам задуман той же Надеждой Кошеверовой специально под нее и Кадочникова. Ведь именно в паре они оказались так хороши в «Укротительнице тигров», отчего бы и дальше не продолжать их экранный дуэт? Но на этот раз такого громкого успеха не получилось. Как объясняла мне Люда: «Пропал кураж, настроение!» Насколько я знаю, Кадочников к тому времени уже остыл, влюбленность в свою партнершу постепенно прошла — может быть, дело в этом...
Тем временем в Театре Советской армии, куда повалил народ посмотреть на «укротительницу», Касаткиной стали сильно завидовать. Старая гвардия судачила: «Ну какая-то там девчонка, ну сыграла. Но ведь такое сыграть кто угодно может! Что там такого, бичиком пощелкать?» Один раз, услышав подобные пересуды (а я стала часто бывать у Люды в театре, когда устроилась работать по соседству — в Уголок Дурова), я не выдержала и вступилась за подругу: «Во-первых, у дрессировщика не «бичик», а шамберьер для лошадей, а для тигров — специальный бич и палка, и ими нужно уметь работать. А во-вторых, все ваши народные и заслуженные актрисы наложили бы в штаны, когда увидели живого хищника хотя бы в пятнадцати метрах от себя! Вы не понимаете, что это такое — войти к тигру в клетку! И Люда — особенная, если сделала это».
Актеры могли завидовать сколько угодно. А вот цирковые Касаткину уважали страшно. И когда она приходила к нам, все бросались к ней, обнимались. А Борис Эдер явно гордился, что она его ученица, и даже один раз, на банкете в честь премьеры, предложил Люде сделать свой номер с этими пятью тиграми — уже для цирка. У нее действительно были все необходимые качества для этого — кураж, азарт и дисциплина. Но Люда после «Укротительницы...» ждала новых предложений в кино. К сожалению, так получилось, что большой занятости в следующие пять лет в кино не было. Зато потом ее стал снимать собственный муж!
60 лет любви и верности
Когда Люде делали комплимент, что она прелестно выглядит, ей нравилось отвечать: «Я так хорошо выгляжу, потому что меня любят! А женщина, которую не любит ее муж, всегда будет выглядеть плохо». Когда они с Сережей Колосовым познакомились в ГИТИСе, это были люди словно из разных миров. Людочка молодая, задорная, как куколка, как цветочек. И Колосов — серьезный, тихий, недавно пришел с фронта... Он был на три с половиной года старше ее, а учился на режиссерском на несколько курсов младше — Сережа ведь поступил в ГИТИС еще до войны, а потом восстановился доучиваться. Люда рассказывала, что женихов у нее было много, но все хотели быстрых побед, а Касаткину родители научили, что девушка должна быть гордой. Колосов готов был ждать сколько надо. А она знай себе над ним посмеивалась. Сережа узнал, когда у нее день рождения, решился подойти и напроситься в гости. К его радости, Люда согласилась: «Хорошо, приходи», — назвала адрес. Ну, Сережа потом вспоминал, как он надраивался целый день, гимнастерку постирал, пуговицы пришил, сапоги ваксой начистил до блеска. Как купил имениннице пионы. Пришел! Звонит в дверь: «Мне Люду!» — «Какую Люду, тут нет таких». — «Да я на день рождения!» — «Какой тебе еще день рождения?» Оказалось, что Люда его разыграла, дала неправильный адрес. Но Сережа не обиделся. Он просто принес ей тот букет на следующий день в институт — и потом на каждый ее день рождения на протяжении всей жизни всегда дарил пионы.