Новый оброк для бизнеса: чем угрожает экономике углеродный налог
Углеродный налог, к введению которого призвал Анатолий Чубайс, способен стать стимулом для роста эффективности, но может оказаться и бессмысленной нагрузкой, которую экономика не выдержит
Тема углеродного регулирования обсуждается в России не первый год: новый импульс она получила в конце 2015 года, с момента подписания Парижского соглашения по климату, и достигла пика в виде идеи о создании безуглеродной зоны в Сибири. Сейчас мы становимся свидетелями новой битвы противников и сторонников радикальных мер по регулированию выбросов парниковых газов. В то же время краткий анализ текущего состояния регулирования показывает, что государству необходимо ответить на множество вопросов для того, чтобы эта дискуссия приобрела практический смысл.
Во-первых, в этом году должны быть выполнены основные положения плана по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов: в частности, президенту России должен быть предоставлен доклад о целесообразности ратификации Парижского соглашения. Еще одно важнейшее положение этого плана — подготовка закона о государственном регулировании выбросов парниковых газов. Этот документ уже долгое время находится в стадии обсуждения и доработки, вызывая острые дискуссии в правительстве и Госдуме и демонстрируя таким образом всю сложность вопроса. Во-вторых, только что завершился последний конкурсный отбор проектов в рамках программы поддержки ВИЭ-генерации на оптовом рынке электроэнергии (ДПМ ВИЭ), и идет активная дискуссия о том, какой инструмент поддержки должен прийти ей на смену. Механизмы стимулирования ВИЭ-генерации тесно связаны с механизмами регулирования выбросов парниковых газов, поскольку они имеют общих выигравших и проигравших.
Игроки на поле
Кто же может быть заинтересован в ужесточении регулирования выбросов парниковых газов? Среди органов власти наиболее «зеленую» позицию занимает Министерство природы и экологии (ему это положено хотя бы из названия) и косвенным образом Минпромторг (это ведомство заинтересовано в поддержке отечественных производителей оборудования для ВИЭ-генерации). Что касается бизнеса, то в ужесточении углеродного регулирования заинтересован главным образом бизнес, связанный с производством оборудования для ВИЭ-генерации («Хевел», «Росатом», «Роснано»). Получается, что высказанная недавно на ПМЭФ Анатолием Чубайсом идея ввести углеродный налог не только эффектна с точки зрения PR (в первую очередь на международной арене), но экономически эффективна для компании, председателем правления которой он является.